Трудные места Писания
М. О. В.
(Цитаты как всегда из Синодального перевода).
Я вдруг захотел объединить все, что открывалось по поводу сложных и даже противоречивых мест Писания. Пока это в далеком будущем. Но начало хочется уже наконец положить.
Katargeo.
Мы встерчаемся с этим словом в послании Филипийцам 2 главы:
"Совершайте в страхе и трепете свое спасение".
Эту фразу можно понять, что мы не спасены и теперь должны это творить свое спасение. Так мыслят почти все толкования отцов церкви и простых мирян. Это место служит одним из аргументов арминианства. Смысл прост: Бог дает тебе возможности (искупление Христа как начаток) для спасения и ты реализуешь свое спасение в течении жизни. Однако есть и другой вариант прочтения данного отрывка. Главным и самым сложным здесь является увязать с общим контекстом. говорит ли Павел здесь о спасении своими усилиями? Если да, то от чего спасение должно быть? Ведь можно спастись от духовной смерти, спастись от болезней и преждевременной смерти (как в 1Кор. 11:30 и 3: 15). Возможно речь о спасении от смерти духовной. Думаю здесь имеется ввиду основное понятие, как и будет видно далее.
Спросите себя: кто спасает Вас - Вы или Бог? Прежде, чем ответить, давайте посмотрим на то, что говорит контекст. Стихом выше читаем: "потому что это Бог производит в вас хотение по Своему благоволению". В Ефесянам 2 и еще задолго до них в посл. Галатам Павел четко расставляет акценты - Бог спасает нас не от дел. О делах речь, когда человек возродился и стал новым творением, стал уже спасен. Поэтому говоритcя, что мы Его творение созданы "для добрых дел". Поняв общий контекст послания и евангелия Павла мы теперь осознаем, что речь не о зарабатывании спасения. Тогда о чем? Обратимся наконец, к самому главному и определяющему слову. Может оно нам поможет в данной ситуации поставить точки над "и".
Katergezomai - это слово переведенное у нас в Синодальном переводе
"совершать". Посмотрим на его упоминания в Слове:
"Ибо закон
производит гнев"
"Зная, что от скорби происходит терпение"
"Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне
всякое пожелание"
"Страдание наше производит в безмерном преизбытке
вечную славу"
"Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению"
"Смотрите, какое произвело в вас усердие"
Везде в этих местах речь идет не о "зарабатывании"
или делании, а о плоде - плод усердия, следствие греха, следствие закона, плод печали. Одно действие
или понятие ведет к другому, подталкивает, реализует с помощью чего-то. Речь о результате, плоде.
Иногда что-то берет начало от чего-либо, происходит.
"Щедрость, которая через нас
производит благодарение Богу" - щедрость не делает благодарению, щедрость
к нему ведет.
Или здесь:
"Признаки Апостола
оказались перед вами всяким
терпением"
Признаки Апостольства не могут делать терпение. Наоборот они
реализуются в терпении, знамениях, чудесах. Признаки выявляются в этом.
Итак, из этих мест и того, как употребляется это слово, мы можем сделать четкий вывод, что если речь о каком-то понятии, то слово katergezomai означает плод, реализация чего-либо, выявление. Думаю именно так и можно трактовать место в послании Филиппийцам. Смысл отрывка довольно прозрачен и ясен: реализуйте данное Вам спасение на практике, в жизни, являйте его для других в слове, делах, сделайте так, чтобы спасение произвело свои плоды! Писание снова истолковало Себя контекстом.
Видели, но не слышали или наоборот?
Все мы
знаем, что Павел был особенно одарен Господом. Все признаки Апостола в нем
проявились сполна. Это знамения, чудеса, трудоспобность, образованность,
терпение, хладнокровие в момент опасности, смирение перед малыми мира сего,
жесткость к грешникам, любовь к нуждающимся, теологический дар, умение
молниеносно ориентироваться в обстановке, глубоко мыслить, непрестанно молиться.
Некоторые исследователи считают, что основание многим догматам Христианства дал
именно он. Он заложил главный фундамент веры - Христа на тысчячелетия.
Свою деятельность Апостол Павел ( от рождения он был назван Савлом) начал с
преследования христиан. Вот что пишется в Библии о его обращении в христианство:
Когда он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на
землю и услышал голос, говорящий ему:”Савл, Савл! Что ты гонишь меня?” Он
сказал: “Кто ты, Господи?” Господь же сказал: “Я - Иисус, которого ты гонишь.
Трудно тебе идти против рожна”. Савл в трепете и ужасе сказал: “Господи, что
повелишь мне делать?” И Господь сказал ему: “Встань и иди в город, и сказано
будет тебе, что тебе надобно делать”. Люди же, шедшие с ним, стояли в
оцепенении, слыша голос, а никого не видя. (Деяния апостолов, 9:3-7)
Запомним: спутники апостола Павла в этом случае слышали, но не видели.
Позже апостол Павел появляется Иерусалиме и сам рассказывает о чуде по дороге в
Дамаск, подчёркивая при этом: “Бывшие же со мною, свет видели,..но голоса,
говорившего мне, не слышали”. (Деяния апостолов, 22:9)
Обратите внимание: спутники апостола Павла видели, но не слышали.
С учётом того, что “всё Писание (написанное в Библии- Е.Д.) богодухновенно” (2
Тимофею, 3:16), что в Библии нет и не может быть ошибочных сообщений,
оказывается, что спутники апостола Павла чудо по дороге в Дамаск “слышали, но не
видели” и в тоже время “видели, но не слышали”. А может быть, сделаем осторожное
заключение: ... и ничего не видели, и ничего не слышали!
Ответ: На мой взгляд, в тексте явно выражено, что видели спутники Павла, и чего
они не видели. Так же ясно и то, что они слышали, а чего нет. Спутники Павла
видели свет (...свет видели...), и слышали голос Павла (...голоса ГОВОРИВШЕГО
МНЕ не слышали...). Они не видели ничего кроме света, и не слышали ничего кроме
слов Павла.