Раскаяние Бога – было ли?

и какое оно?

              

Все мы прекрасно помним страшнейшее описание событий по масштабу сравнимых разве что с Сотворением и грехопадением, - это я о Всемирном потопе. Всё здесь есть для монументального полотна: окутанная тайной предыстория (некие сыны Элохима вошли к дочерям Адама и породили генетических и моральных уродов, слава которых до сих пор тревожит умы язычников), труднейшая задача для человека построить гигантский ковчег, восстать водиночку против мировой системы развращения, - полная драматизма история спасения. Сотни «Титаников» не сравняться по масштабу с ней. И вот в самой середине этой величайшей трагедии, можно сказать репетицией Конца Света, мы читаем странные для Бога слова: «и раскаялся Господь». Страшная история и не менее страшная для любого богослова фраза: Кто раскаялся? Бог? «Этого не может быть» - воскликнет он.

Но давайте разберёмся так ли всё здесь ясно. Слово, которое мы тут видим не простое. Оно имеет двойное значение, причем почти противоположное. Посудите сами чуть выше по тексту читаем то, что говорит Ламех про Ноя - «он утешитСептуагинте переведено как διαναπασει) нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь». Итак, слово оказывается такое же сложное, как и всё в этих главах Бытия. Откуда же берёт исток двойственность этого слова, которое переводится то «раскаяться», то «утешиться»? Как происходит эта метаморфоза, давайте посмотрим на его изначальное значение.

                נחםnâcham – изначальное значение «глубоко вздохнуть», «наполниться вздохами» и переживаниями, и отсюда (внимание!) «завершить переживания», утешиться. Однако, как мы понимаем, закончить переживания можно только изменением отношения к провинившемуся или трагедии (потери близкого, например). Поэтому оно переводится не только «утешиться» и «раскаиваться», но и «отменить зло». Мысль об окончании переживаний является главным значением, примиряющим два далёких друг от друга смысла - «утешение и раскаяние».

               Для полноты представления нам нужно пройтись по всем местам и посмотреть не только на еврейский вариант, но и на греческий.

 

nacham

О Боге и раскаянии

О людях

Бытие

Быт.6:6

 «раскаялся (νεθυμθη пожалел) Господь, что создал человека на земле, и восскорбел (âtsab 6087 διενοθη) в сердце Своем»

 

Быт.5:29

Ламех про Ноя: «он утешит (διαναπασει) нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь»

24:67 «и взял (Исаак) Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился (παρεκλθη) в [печали] по матери своей»

 27:42 «призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит (πειλε  хочет утешиться, заглушить обиду) убить тебя»

37:35 «но он (Иаков) не хотел утешиться (παρακαλσαι ) и сказал: с печалью сойду к сыну (Иосифу) моему в преисподнюю»

38:12 «и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись (παρακληθες), пошел в Фамну»

50:21  «итак не бойтесь: я (Иосиф) буду питать вас (братьев) и… успокоил (παρεκλεσεν) их и говорил по сердцу их»

 

 

Исход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второзаконие 32:36

 

 

 

 

 

 

 

Суд

 

 

 

 

 

 

Исх.32:12 «чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени (λεως γενο) погубление народа Твоего…  И отменил (λσθη)  Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой»

 

       Числ.23:19 (Валаам Валаку о проклятии на Израиля) «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (πειληθναιм). Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?»

 

 

Вт.32 «Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится (παρακληθσεται), когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся [вне

 

Суд.2:18 «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел (παρεκλθη) их Господь, слыша стон их от угнетавших»

 

Исх.13:17 «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся (μεταμελσ) народ, увидев войну, и не возвратился в Египет»

21:6 «И сжалились (παρεκλθησαν) сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суд.21:15 «Народ же сожалел (παρεκλθη) о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых»

 

Руфь 2:13 «Руфь сказала Воозу: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил (παρεκλεσς) меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих»

 

1Царств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Паралепаменон

15:11 «Жалею (Παρακκλημαι), что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь…»

15:29 «сказал Самуил: не скажет неправды и не раскается (μετανοσαι) Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

24:16 «И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел (παρεκλθη) о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Пар.7:22 «и плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать (παρακαλσαι) его»

 

21:15 «и послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел (μετεμελθη) о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою. Ангел же Господень стоял [тогда] над гумном Орны Иевусеянина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Царств 10:2 «сказал Давид: окажу я милость Аннону, сыну Наасову, за благодеяние, которое оказал мне отец его. И послал Давид слуг своих утешить (παρακαλσαι) Аннона об отце его. И пришли слуги Давидовы в землю Аммонитскую…, но князья Аммонитские сказали Аннону, господину своему: неужели ты думаешь, что Давид из уважения к отцу твоему прислал к тебе утешителей (παρακαλοντα)? Не для того ли, чтобы осмотреть город и высмотреть в нем и [после] разрушить его, прислал Давид слуг своих к тебе?»

 

12:24 «И утешил (παρεκλεσεν) Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его»

13:39 «не стал царь Давид преследовать Авессалома; ибо утешился (παρεκλθη) о смерти Амнона»

 

 

 

Иов

Раскаяние Иова:

42:6 «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь (τκην) в прахе и пепле»

 

 Иов 2:11 «Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать (παρακαλσαι) его»

7:13 «Когда подумаю: утешит (παρακαλσει) меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое»

29:25 «Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель (παρακαλν) плачущих»

 42:11, «сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему»

 

Псалом

Пс.105:45 «и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался (μετεμελθη) по множеству милости Своей»

109:4 «Клялся Господь и не раскается (μεταμεληθσεται): Ты священник вовек по чину Мелхиседека»

89:13 «Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись (παρακλθητι) над рабами Твоими».

 

Пс.22:4 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают (παρεκλεσαν) меня»

68:21 «Отношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, - утешителей (παρακαλοντας), но не нахожу»

70:21 «Ты возвышал меня и утешал (παρεκλεσς) меня»

85:17 «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня».

 

118:52 «Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался… 82 «Да будет же милость Твоя утешением (παρακαλσεις) моим, по слову Твоему к рабу Твоему».

 

Екклезиаст 4:1 «обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет».

 

Исайя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ис.1:24 «Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю (πασεται) Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!»

 

12:1 «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил (λησς) меня».

49:16 «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих».

 

51:3 «Так, Господь утешит (παρεκλεσα) Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение»

 

51:12 «Я Сам Утешитель (παρακαλν) ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава»

 

52:9 «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим».

 

57:6 «В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен (ργισθσομαι) этим?»

 

61:2 «проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих»

66:13 «Как утешает (παρακαλσει) кого- либо мать его, так утешу (παρακαλσω) Я вас, и вы будете утешены (παρακληθσεσθε) в Иерусалиме»

 

Ис.22:4 «не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51:19 «Тебя постигли два [бедствия], кто пожалеет о тебе? опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу (παρακαλσει) тебя?»

 

54:11 «Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров»

 

 

Иеремия

Иер.4:28 «Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху, потому что Я сказал, Я определил, и не раскаюсь (μετανοσω) в том, и не отступлю от того»

 

42:10 «Если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню, ибо Я сожалею (ναππαυμαι) о том бедствии, какое сделал вам».

 

 

18:8 «если народ… обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему… но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю (μετανοσω) то добро, которым хотел

благодетельствовать его»

 

20:16 «И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел (μετεμελθη); да слышит он утром вопль и в полдень рыдание».

 

26:3 «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю (πασομαι) то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их».

26:13 «исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит (πασεται) бедствие, которое изрек на вас»

 

 

Иер.8:6 «Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается (μετανον) в своем нечестии, никто не говорит: `что я сделал?'; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение»

18:8 «но если народ этот, на который Я это изрек, обратится (μετανοσω) от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему».

 

16:7 «И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем»

 

Пл. Иеремии 1: «Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя (παρακαλν) из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему»

 

9 «обыкновенно унизился, и нет у него утешителя (παρακαλν). `Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!»

 

 

Иезекииль

Иез.5:13 «совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь (-); и узнают, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится»

 

24:14 «Я Господь, Я говорю: это придет и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую»

 

 

 

 

Иоиль 2:13 «ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет (μετανον) о бедствии»

 

 Амос 7:6 «И пожалел (μετανησον) Господь о том; `и этого не будет', сказал Господь Бог»

Иона 4:2 «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь (μετανον ) о бедствии»

 

Иез.14:22 «вы увидите поведение их и дела их, и утешитесь о том бедствии, которое Я навел на Иерусалим, о всем, что Я навел на него»

 

14:23 «Они утешат вас, когда вы увидите поведение их и дела их; и узнаете, что Я не напрасно сделал все то, что сделал в нем, говорит Господь Бог»

31:16 «Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались (παρεκλουν) в преисподней стране все дерева Едема»

32:31 «увидит их фараон и утешится (παρακληθσεται) о всём множестве своем»

 

Иона3:7 «Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей (παρκλησιν) для тебя?'»

Захария

Зах.1:17 «Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит (λεσει) Господь Сион, и снова изберет Иерусалим»

 

8:14 «Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил (μετενησα)»

 

 

Зах.10:2 «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают (παρεκλουν) сны лживые; они утешают пустотою»

Новый Завет «раскаятся»

Евр.7:21 «Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается (μεταμεληθησεται не будет сожалеть): Ты священник вовек по чину Мелхиседека»

Мф.27:29 «Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, (μεταμεληθεις) пошел».

 

21:32 «Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись (μετεμεληθητε сожалели) после, чтобы поверить ему».

 

27:3 «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись (μεταμεληθεις), возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам».

 

Рим.2:5 «Но, по упорству твоему и нераскаянномуμετανοητον) сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога»

 

Отк.9:21 «не раскаялись (μετενοησαν) они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем»

 

 

Из отрывков Ветхого Завета мы можем сделать вывод, что слово nacham означает по сути прекращение переживания и изменение отношения.

 

Один раз это слово использовано в сложном контексте, давайте рассмотрим его:

 

15:11 «Жалею (…), что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь…29 сказал Самуил: не скажет неправды и не раскается (…) Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

               Здесь сначала говорится, что Бог nacham «пожалел», что поставил царя Саула, а затем пророк Самуил говорит, что Бог ни о чём не nacham «раскаивается». В переводе 70 толковников выражена разница двумя греческими словами  παρακκλημαι «пожалел» и μετανοσαι «раскаялся», «переменил отношение». Бог переживал за Своего ставленника и решил снять с занимаемой должности его, ибо был лучше его – Давид. Предузнание Давида и решило судьбу Саула, сделав решение бесповоротным.

               Почему же сказано, что Бог не «раскаивается»? Потому что почти все отношения Бога условны, и если человек в момент суда не раскаивается, то Бог не отменяет суд. Но верно и наоборот: если раскаивается, Бог тоже отменяет приговор, проявляя человечность:

 «И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел (παρεκλθη) о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина» (24:16).

В Боге уживается две ипостаси: Судья и адвокат. Поэтому Он перестаёт быть милостив (как во времена Ноя), если человек упорствует, и Он меняет отношение, раскаивается, что создал Адама. Его переживания (вздохи nacham) которые не находят отклика у человека приводят к непоправимым последствиям – обрыванию пуповины благодати, связывающей ещё не рожденного духовно человека с Богом. Рушится план Бога о нашем переходе из стадии творения в стадию сына, из животного в духовного.

Но что насчёт Нового Завета? Тут мы видим продолжение нашей темы, причем не в простом ключе:

Иаков 1:17 «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения (παραλλαγη) и ни тени перемены (αποσκιασμα)».

Здесь используются слова, отличные от того, что мы видели в греческом Ветхого Завета. Параллакс –греч. παραλλάξ, от παραλλαγή, «смена, чередование» - это изменение положения объекта (солнца, например) относительно фона и наблюдателя. Получается, что метафорические сравнения с солнцем Бога имеют свои пределы. Бог не меняется, а вот солнце – объект непостоянный. Языческие представления и поклонение перед солнцем были всегда чужды монотеизму. Второе выражение τροπης αποσκιασμα говорит о том, что Бог не меняется по сути. Его вечные качества всегда непреложны – любовь, верность, долготерпение, справедливость, доброта, невинность, мир, творческая энергия и желание выразить Себя.

«Раскаяние» в Бытие 6 говорит о глубоком сожалении и желании изменить что-то в мире. Эта боль была скорбью по мертвым для Него людям. Всемирный потоп был подтверждением неизменности Святости Бога, а не перемены характера. Это было желание утешить боль и скорбь Бога-Творца, которую принесло падшее творение не способное ни слышать, ни видеть правду, умершее для нравственной жизни любви друг ко другу.

 

 

Искушение или

Испытание?

 

Слово πειραζομαι означает «испытание, пытать, пытаться». В русском корень «пытать» полностью соответствует трём смыслам πειραζομαι.

 

Лк.6:6 «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытываяειραζων) его; ибо Сам знал, что хотел сделать».

 

Здесь вроде бы понятно. Христос тестирует веру Филиппа.

 

 Дн.16:7 «Дойдя до Мисии, предпринимали (пытались) идти в Вифинию; но Дух не допустил их».

 

Здесь слово используется в смысле «пытаться», «совершать попытку». Чуть ниже почти в том же смысле, только контекст смелый поступок, поэтому можно перевести как «отважиться»:

 

Дн.24:6 «который отважился (попытался) даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону».

 

Во 2 Коринфянам тоже всё просто:

 

2Кор.13:5 «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте».

Откр.2:2 «знаю дела твои… и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы».

 

Это были нейтральные контексты. Слово не было связано со злом или грехом, но с испытанием в смысле исследования. А, вот далее мы сталкиваемся с испытанием, которое называем «искушением»:

 

Мф.4:1 «тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола»

Евр.11:37 «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали»

Евр.4:15: «немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха».

 

Испытание греховными мыслями или насилием мы и называем «искушением»:

 

Мк.1:13 «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемыйειραζομενος) сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему».

Мк.12:15 «Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаетеειραζει) Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его».

Гал.6:1 «духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».

Иаков 1:13  «В искушении никто не говори: Бог меня искушает (πειρασμον); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает (πειραζει) никого»

 

Отсюда мы можем сделать вывод, что Бог вправе испытывать веру. Остаётся лишь одно место, вызывавшее всегда негодование у исламистов и атеистов – это Евр.11:17.

 

«Верою Авраам, будучи искушаем ειραζομενος), принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного»

 

Авраам был испытываем в вере. Но что это было: испытание злом или добром? и для чего? Понять это и просто, и сложно. Прежде всего, Авраам, как мы помним, не мог уже иметь детей в старости и Ицхак родился вопреки сомнениям Авраама и жены, из-за смеха которых собственно и было дано имя Ицхак, то есть «смеющийся». Чудо рождение у «омертвелых родителей» сравнимо лишь с рождением Христа. Бог оценил очень точно веру патриарха и дал ему возможность исполнить самый важный прообраз жертвы Христа – принесение спасительной жертвы. Исаак родился особым образом и его судьба уникальна, и потому уникален и призыв Бога к нему. Можно ли тут говорить об искушении злом? Нет. И тут как бы всё ясно. Меня лишь удивляет уверенность Авраама, который услышал призыв принести в жертву ребёнка. Он понимал, что такой призыв мог исходить и от сатаны. Но за его плечами был сильнейший опыт Богообщения, что Авраам не засомневался. Что-то произошло внутри Авраама после рождения Исаака, что-то изменилось и вывело его на другой уровень понимание. Это было новое откровение, приобщение к жертве Бога через собственный опыт.