(Цитаты даны по Синодальному переводу).
“Что же такое завет?” – это первый вопрос, который мы должны задать. Ответ будет из двух частей. Закон состоит из двух частей – что-то нужно делать, и что-то не нужно. Всегда существуют некие условия, которыми и достигается заветные отношения, говоря современным языком, - контракт.
Вряд ли сегодня существует хотя бы одна деноминация, которая бы не хвалилась, что именно она участвует в Новом Завете. Но похвала не есть залог истинности. Благодаря традиции мнение имеет свойство затуманиваться, а доктрины не воспринимаются остро и объективно.
Что есть Новый Завет?
Между кем и кем завет?
Действует ли Новый Завет сегодня?
Если нет, когда начнет?
Это те моменты, которые нам бы хотелось понять и уяснить здесь.
Новый Завет: Кто и Когда?
Многие люди почему-то удивляются, когда им говоришь то, что Новый Завет находится в Ветхом Завете, ибо именно о нем пророчествуют Исайя, Иезекииль, Захария, Осия и т.д. Новый Завет подробно описан в пророчестве Иеремии:
“Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота …Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа', ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более …Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда” (Иер. 31: 27-34).
Итак, мы видим две стороны заключающих Завет:
(1) Это Господь с одной стороны
(2) И дом Иудин и Израиль с другой
Другими словами, Новый Завет – это соглашение между Иудеями и народом Израиля и Богом. Это вновь удивляет многих христиан. Но в этих стихах это утверждение встречается дважды.
“Заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет” (ст. 31)
“Который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь” (ст. 33)
Далее, напоминается предыдущий завет, заключенный Господом с тем же народом:
“Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними” (ст. 32)
Таким образом, в этих трех стихах (31 - 33) мы отчетливо видим, что Новый Завет будет заключен с народом Божиим, который был выведен из Земли Египетской, домом Израиля и Иуды (и соотв. с прозелитами).
Чтобы понять лучше Новый Завет, т.е. что он в себя включает и что за народ, с кем он заключен, нам нужно обратится к так называемому Ветхому Завету. Мы читаем об этом в Исходе 19:1-8:
“В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне …итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу”
Здесь мы вновь читаем о Израильтянах (ст. 1 и 6), которые называются “дом Иакова” и “народом Израилевым” в 3 стихе. Нет сомнения в том, что объектом Ветхого Завета был никто иной, как Израиль. Соответственно нет сомнения и по поводу того, с кем будет заключен Новый Завет – те же самые люди, народ Израилев.
Терминология Ветхого Завета достаточно ясна: завет - договор между Богом и народом Израилевым. Суть такова:
“Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым” (Исх. 19: 5-6)
Если народ Израилев полностью исполняли пункты договора, свою часть договоренности, то Господь дал бы им:
Удел,
Сделал бы их царственным священством
Святым народом
Израиль по условиям завета должен был соблюдать заповеди (“и соблюдать завет Мой“) и “слова Господа”. Что Господь хотел от них, Он передал через Моисея. Моральные постулаты этого закона содержаться по преданию в, так называемом, Десятисловии (Исх. 20:1-17), а остальные заповеди даны в Исх. 21-31, книге Левит, Числа и Второзаконие.
Однако Израиль не захотел исполнить пункты договора, требовавшиеся от них. Хотя перед этим они согласились на это: “Все, что сказал Господь, исполним” (Исх. 19:8). Однако, спустя несколько дней после заключения договора они впали в идолопоклонство и стали поклонятся золотому тельцу, устроив пирушку (Исх. 32).
Но это была не единственная их ошибка. Было много других. Кажется, что исполнить соглашение и свою часть договора не было под силу другим поколениям, которые все-таки вошли в Ханаан. Книга Судей полна примеров серьезных падений последующих родов. Весь Ветхий Завет - это одно большое описание как пал не только народ, но и цари, и священство. Под Ветхим Заветом Израиль никогда не смог бы стать:
Уделом Господа
Царственным Священством
Народом святым.
Израиль никогда бы своими силами, методиками не смог бы исполнить Божиих ожиданий, Его требования. Мы не хотим кидать в них камни, ибо мы все знаем, что предоставлены сами себе мы не способны были бы исполнить Завет. Что же Бог был намерен делать в этой ситуации? Начало Иер. 31:31-32 раскрывает Его планы:
“Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь”.
Господь собирается поменять условия. Он собирается стереть Ветхий Завет, и принести Новый. Ветхий Завет был условным заветом, т.е. народ Израиля должен был делать одни дела и не делать другие , а Господь в Свою очередь даст им обещанное. Израиль должен исполнить определенные условия, чтобы получить Божии благословения. Это подчеркивается словами “если” и “то“.
“Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов” (Исх. 19:5)
Однако, мы потратим впустую время, если попытаемся найти слово “если” в Новом Завете. При новом завете от человека требовалась лишь вера. Но даже вера оказалась не под силу человеку и Бог даже ее собирается дать Израилю говоря: “кого хочу ожесточаю” и в Рим.11: “ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется”. Поэтому даже вера не может быть главным условием для завета. Мы можем перечитать все пророчество Иеремии в поисках условий Нового Завета или того, что должен исполнять. Под Новым Заветом Израиль будет исполнять Закон силой Духа и Новой природы:
“Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа', ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более”.
Здесь видно, что будущий завет включает 5 пунктов:
Вложу закон Мой во внутренности (или ум), на сердце напишу.
Буду их Богом
Он будут Моим народом
Все сами будут знать Меня
Я прощу их.
Итак, во времена Нового Завета, Бог вложит в ум и сердце Закон; не будет идолопоклонства, атеизма, агностицизма в Израиле. Он будет их Богом и они будут Его народом. Не будет нужды в евангелизации Израиля, ибо они все будут “знать” Господа от малого до великого. Это будет время, когда Израиль будет спасен (Рим. 11: 26). Исайя, ссылаясь на это время, вопрошает: “Кто слыхал … возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?” (66: 8). Может показаться невероятным для нас, но это то, к чему направлен Новый Завет – на эпоху, когда весь Израиль спасется и будет исполнять ВЕСЬ предыдущий ЗАКОН (см. Дн. 15, 21 и ниже). И причина, почему Бог способен спасти весь Израиль – кроется в последнем пункте Нового Завета.
“Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31:34)
Другими словами, Новый Завет основан на прощении, благодати и … перед тем, как закончить мысль нам надо ответить на второй вопрос. Мы знаем теперь кто был сторонами заключаемого Завета (народ Израильский и Бог) и увидели особенности (т.е. что включал) этого Завета. Он не был условен в отличии от Ветхого. Нет никаких “если”; это безусловный Завет с определенными последующими требованиями, которые будут исполнятся уже обратившимися к Богу евреями. Бог обязательно сделает упомянутое для Израиля, вопрос лишь когда (второй вопрос). В начале, Иеремия просто говорит:
“Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет” (Иер. 31:31)
Наступают дни, - это замечательно …но когда? Иеремия 31: 31-34 раскрывает детали Нового Завета, но не дает дату времени исполнения. Прежде чем обратится к Новому Завету, мы должны посмотреть на три места Ветхого Завета, на которые Новый Завет ссылается: одно находится в Исайе, а другое - в Иезекииле. В Исайе 59: 20-21 мы читаем:
“Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века”.
Иеремия раскрывает подробнее что будет, когда Господь вложит Закона в их умы и напишет на их сердцах Свои слова. Однако место ничего не говорит о том, когда завет вступит в силу.
Иезекииль пишет позже во времена, когда Иудеи отставили Ветхий Завет, будучи пленены и отведены в Вавилон.
“За разврат твой и за мерзости твои терпишь ты, говорит Господь. Ибо так говорит Господь Бог: Я поступлю с тобою, как поступила ты, презрев клятву нарушением союза. Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза. Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог”.(Иез. 16:58-63)
Здесь напоминается Израилю о клятвах старого завета, который должен быть восстановлен. Однако, вновь, нет ни одного намека на то, когда это произойдет. Есть лишь два упоминания на слово “потом”, показывающие неопределенное время time в будущем. Позже Иезекииль пишет:
“Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки.” (Иез. 37:21-28)
Здесь Иезекииль 37:27 более подробно разъясняет место из Иер. 31: 33, мы читаем вновь о вечном завете. И хотя много ссылок на будущее, мы видим, что оно вновь не определено. Вновь нет ответа на вопрос “когда“?
Мы можем тщетно исследовать все оставшееся пророчество Иеремии, Исайи и Иезекииля. В Малых пророках и в Данииле мы не встретим “Новый Завет”, хотя встречается слово “завет” и “вечный завет”. Однако никто из Ветхозаветных пророков нам не скажет, когда станет очевидным, что Новый Завет действует. Таким образом, мы должны обратится к Новому Завету, чтобы найти ответ на вопрос: был ли Новый Завет в действии в период, когда Христос ходил по земле?
Т.к. наша Библия разделена на Ветхий Завет и Новый Завет некоторые решили, что предмет Ветхого завета – исключительно Ветхий, а Новый – Нового. Однако мы можем проштудировать евангелие от Иоанна от начала до конца, но мы не встретим словосочетание “Новый Завет“; даже более того, слово “завет” там ни разу не упоминается. А когда мы откроем страницы других трех (называемые “синоптическими“) Евангелиях мы не встретим даже намека на “Завет“, до тех пор, пока не достигнем заключительных глав. Когда мы это сделаем, мы прочтем следующее:
Матфея 26: 19-29 |
От
Марка 14: 16-25 |
Лк. 22: 13-20 |
“Ученики
сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он
возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам,
что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему,
каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною
руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын
Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын
Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и
Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая
ученикам, сказал: приимите, ядите:
сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее
все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам,
что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду
пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
|
“И пошли
ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили
пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они
возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали
говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в
ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе
тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому
человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил,
преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал
им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до
того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
|
“Они пошли, и нашли, как сказал им, и
приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов
с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего
страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть
ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И,
взяв чашу и благодарив, сказал: приимите
ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода
виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И,
взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря:
сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое
воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый
Завет
в Моей крови, которая за вас проливается. |
В Матфее 26 и Марке 14 мы читаем о просто “завете”, но чтобы снять сомнения Лука использует полное название “новый завет”. Итак, первое, что нам становится ясно, - что Новый Завет не действовал в период земного служения Христа, хотя в начале евангелия уже приводятся слова из Захарии о том, что Господь Бог вспомянет “святой завет Свой” (Лк. 1: 68-72).
Во-вторых, мы вновь видим, что контекст весь пронизан Израилем. Здесь мы встречаемся с Пасхальной трапезой, когда Иудеи вспоминают жизнь в Египте и как Господь вывел их оттуда. Исход подарил им Первый Завет, старый. Именно в этот момент Господь Иисус должен им сказать о Втором, Новом Завете, ибо так сделано и в Иеремии 31:31-34.
Мы видим, что во время Пасхальной трапезы, когда Христос впервые за годы научения упоминает фразу «Новый Завет», собрались только Иудеями, причем, как мы узнаем в Дн. 10, ортодоксальные. Сам Господь был из дома Давидова. 12 Апостолов и многочисленные ученики были Иудеями, согласно Мф. 19: 28 и другим местам. Апостолы должны будут сесть на 12 престолах, чтобы судить 12 колен Израилевых. Из самой сердцевины Иудаизма, и его долгой истории рождается мысль о престолах. Там в Иерусалиме в тени храма, 12 Иудеев должны были отпраздновать Иудейскую Пасху с Иудейскими лидерами того времени. Во время этой трапезы Он взял одну из чаш с вином сказал:
“Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” (Лк. 22:20)
Матфей добавляет важный момент:
“ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” ( 26:28).
Здесь мы видим, что как Бог заменил Ветхий Завет Новым. Только Он мог дать прощение грехов для нечестивых (см. Иер. 31:34). Однако, будучи абсолютно праведен и справедлив, Он мог прощать только, когда за грехи будет принесено наказание. Христово священное жертвоприношение – был единственно верным путем к приведению в исполнение Нового Завета. Суммируя:
Новый Завет должен был быть заключен с народом Израильским
Это время, когда Закон Божий должен будет записан в их сердцах и умах,
Это время, когда весь народ Израильский будет спасен,
И все грехи их будут прощены.
Необходимая предпосылка этого была жертва Христа за грехи. Поэтому становится очевидным, что Новый Завет как минимум не действовал в период Евангелий. Вспомним, что народ Израильский, сразу после Пасхальной трапезы (описанной в конце Евангелий), отверг и распял Иисуса Христа. Они не сделали бы этого, если бы закон был записан в их сердцах. Если это так, что когда же Завет начнет действовать? В какой именно день? Матфей ссылается на будущее время.
“И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего” (Мф. 26:27-29)
Получается, что Новый Завет войдет в силу лишь при наступлении Царство? Или наоборот именно вхождение в Новый Завет приведет Царство? Если Новый Завет, основанный на прощении грехов, не мог реализоваться до тех пор, пока не Христос не принес бы в жертву Себя вседостаточную жертву за грех, реализовался ли он сразу же после воскресения Христа? Мы должны рассмотреть эту версию. Обратимся к периоду Деяний.
Во время Пасхи Господь говорит о Царстве и Деяний апостолов начинаются с прямого вопроса, а не восстанавливает ли Господь сейчас Царство Израилю? (Дн. 1:6), на который Господь отвечает:
“Он
же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти” (Дн. 1: 7).
Это было ни “да” ни “нет”. Однако одна вещь ясна, царство, которое они хотели еще не пришло. Более того, даже того Царства, которое хотел Христос еще не наступило (хотя это и понятно), ведь в том Царстве Он скажет: “буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего”.
Итак, нам стало очевидно, что Новый Завет еще не вошел в силу в начале Деяний.
Но и в период, описанный Лукой в книге ”Деяния”, он все еще не смог реализовался (мы увидим позже). Для некоторых христиан это
вызовет крайнее удивление, но факт остается фактом: Новый Завет – это время,
когда Бог напишет Свой Закон на всех сердцах, на
каждом представителе Израиля, т.е. на всей нации; это время, когда все
Израильтяне будут знать Господа и станут Его народом и Он будет их Богом.
А что мы видим в Деяниях Апостолов? Мы
видим, что Петр и Иоанн взяты под стражу и заключены
Иудейским синедрионом в темницу (Дн. 4). Стефан побит
камнями в Иерусалиме Иудеями (Дн. 7). Против христиан
воздвигнуто великое гонение все в том же центре надежд всех евреев (Дн. 8); Савл из Тарса, еврей от
евреев, дышит смертельными угрозами против учеников Господа (Дн. 9). Вобщем сильнейшие гонения
и противления от Иудеев-нехристиан! Очевидно - это еще не период Завета. Мы
можем утверждать это категорично, просто потому что не все из народа
Израильского были спасены. И после обращения Савла из
Тарса картина не поменялась.
Вы скажете, что не все семя Авраамово по плоти. Но совершенно ясно, что Бог в Рим. 11, говоря о снятии "ожесточения" с Израиля имел ввиду снятие именно с неверующих. Кроме того, Павел еще не обошел всю диаспору, он не дошел до Рима, столицу древнего мира, чтобы сказать, что всем было возвещено. Дошедши Деяния Апостолов или как эту книгу называют Деяния Святого Духа заканчиваются. История показывает, что тут же произошли страшные события – уничтожение Иерусалима и полное уничтожение Храма и главной святыни и центра завета – ковчега Израильского завета.
Новый Апостол (Павел, Апостол язычников) встретил такое же, как и ранее сильнейшее сопротивление от Иудеев и в Антиохии, в Песидии и Иконии. Он был даже побит камнями (Дн. 13: 45; 14: 2, 5, 19). В Фессалонике Иудеи выступить против Павла и других христиан (Дн. 17: 5,13). Вернувшись в Иерусалим, Апостол был схвачен Иудеями из Асии (Дн. 21:27). В Дн. 23 мы читаем о том, что некоторые Иудеи заклялись ни есть, ни пить, пока не уничтожат свидетеля Христова. А в конце Деяний мы читаем:
“Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев… я принужден был потребовать суда у кесаря, … по этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого … и, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием” (Дн. 28:17,23-25).
Некоторые из Иудеев уверовали, но большинство, увы, нет! Иудеи не согласились друг с другом!
Все это ясно показывает, что Новый Завет не действовал в период Деяний Апостолов. Если бы это было так, то все Иудеи были бы спасены. Если бы завет уже действовал, то не было нужды во встречах и увещевании о Иисусе из Закона и Пророков, в доказательствах Апостола, знамениях. Ведь было бы исполнено то, что сказано в Иеремии:
“И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа', ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь” (Иер. 31:34)
Таким образом, если Новый Завет был задействован в период Деяний, то тогда не было бы оппозиции и не было бы нужды в том, чтобы Петр и Павел учили своих сродников по плоти.
В период Деяний было написано ряд посланий. Некоторые из них были адресованы Иудеям. Некоторые из них были написаны христианам из Иудеев, а именно: Евреям Иакова, 1 и 2 Петра, Иоанна, Иуда и книга Откровения. Другие были написаны и Иудеям и христианам из язычников: Галатам, 1 и 2 Фессалоникийцам, 1 и 2 Коринфянам и Римлянам. И вновь к удивлению многих только 4 из 15 этих посланий упоминают Новый Завет. Одно из них наиболее подробно описывает его – послание Евреям, что нас не удивляет, ведь все Евреи, будучи Иудеями, знали пророчества. Вот шесть упоминаний в этом послании:
”Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря `новый', показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению” (Евр. 8 :6-13)
Это место открывается со Старого и Нового Завета. Оно четко утверждает, что Новый Завет превосходит старый. Причина этого в том, что обещания и условия, на которых он устанавливается намного лучше. Как мы увидим, Ветхозаветные обещания были условными с Израилем, и от них требовалось соблюдение заповедей закона, в то время, как Новый Завет безусловен. Не было “если”, кроме акцента на Законе вложенного в сердца. Считать это условием можно с большой натяжкой.
Завет не сам по себе несовершенен, но лишь в том смысле, что не исправлял порочность Израиля, а лишь указал на необходимость Нового. Они свои обязательства не выполнили, а следовательно завет должен был быть аннулирован.
В п. Евреям цитируются дословно Иер. 31:31-34, акцентируя наше внимание на то, что Новый Завет должен иметь дело с домом Израилевым и Иуды, и ничего с язычниками того времени. Но вновь это должно быть где-то в будущем, ибо оно начинается со слов “наступает время“, как бы показывая, что даже на момент написания послания Евреям Новый Завет все еще в будущем. Это перекликается и со словами Евреям 8: 13, где мы читаем, что появление Нового Завета показывает ветхость прежнего, который уже “близок к уничтожению”. Таким образом, в это время Ветхий Завет все еще в действии, но согласно п. Евреям, он обветшал и стал старым. Все это подтверждает то, что было сказано до этого о Деяниях Апостолов. Из нашего общего обзора становится ясно, что Новый Завет еще не вошел в силу и позже мы увидим почему.
Однако, если старый завет устарел и должен был вскоре исчезнуть, то что же должно было прийти ему на смену? Новый? Или может быть что-то еще? Перед тем, как ответить на этот вопрос рассмотрим еще одну ссылку на исследуемое слово:
“Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как [сие было] не без клятвы, - ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - то лучшего завета поручителем соделался Иисус” (Евр. 7: 17-22).
Здесь вновь упоминается Закон, Ветхий Завет, его заповеди, которые уже должны быть отставлены, а старая надежда заменена “лучшей надеждой”, которая бы зиждилась на лучших основаниях и завете, гарантом которого стал Сам Господь Иисус Христос. Однако отсюда не ясно, когда же он будет приведен в исполнение.
В Евреям 10, где цитируется пророчество Иеремии 31, говорится о жертве Закона Моисеева и обязанностях священства:
“И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них” (Евр. 10:11-18)
Итак, здесь вновь не уточнено время, когда завет начнет действовать.
Далее эта глава описывает состояние тех Иудеев, которые отвергли Христа, как своего Мессию и Его смерть на Кресте, как жертву за грех и условие для Нового Завета.
“Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?” (Евр. 10: 28-29)
Когда Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь и стал “служителем обрезанных” (Рим. 15: 8), Он не только подписал Новый Завет, но также и стал его посредником. Однако, мы пропустили еще одно место:
“Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог” (Евр. 9:11-20)
И вновь, вспомним, что послание это адресовано, в первую очередь Иудеям и как мы уже писали, чаша, которую Христос взял в Пасхальную ночь и при Пасхальной трапезе, символизировала кровь Нового Завета, т.к. Христос (как сказано в Евреям) был посредником Нового Завета в “Своей крови”. После Его жертвы за грех Бог и мог только Бог простить нечестие Иакова “и не воспомянуть их более”. Его жертва должна была очистила их совесть “от их дел, ведущих к смерти” так чтобы они могли бы служить Живому Богу. Было бы невозможно, чтобы Новый Завет пришел перед Христовой жертвой. Однако, в последующие 30 лет (охватываемые Деяниями Апостолов, во время которых и было написано послание Евреям), Новый Завет еще не действовал.
Есть еще одно упоминание Нового Завета в послании Евреям.
“Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева” (Евр. 12: 22-24)
Здесь мы читаем о Новом Завете и о Новом Иерусалиме. Мы знаем, что Новый Иерусалим появляется в Отк. 3: 12, и 21: 2, где он сходит с небес на землю. Однако это происходит не раньше Сотворения Новых неба и земли после Миллениума, т.е. 1000-летнего царствования Христа на земле (Отк. 20:1-6).
Петр говорит о Новом творении, как об “обиталище праведности” (2 Пт. 3:13); Иоанн говорит, что прежнее “миновало” (Отк. 21:4). Таким образом, все говорит за то, что Новый Завет не был еще в действии, не был реализован в это время. Будет ли он, только когда “все будет новое” (Отк. 21: 5) или существует возможность реализации Нового Завета ранее – давайте попробуем выяснить.
1 Коринфянам было написано в период Деяний. Может быть, несколько лет перед или после того, как было написано послание Евреям. Что же оно говорит о Новом Завете?
“Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю… вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? … похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы” (1 Кор. 11:18-31).
Более широкий контекст этого места не маловажен. Как было уже упомянуто ранее, 1 Коринфянам было одним из посланий, которые написаны и христианам из Иудеев, и из язычников, составившие церковь в городе-адресате. В подобного рода посланиях были вещи, которые касались то одной стороны (бывших язычников), то другой (Иудеев), а иногда всех вместе. Ибо, например, 1 Кор. 10 и 11 адресованы к Иудейским членам церкви в Коринфе. В 10 главе, Павел говорит о вещах, которые очень волнуют Иудеев.
“Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море” (1 Кор. 10:1-2)
Павел не мог написать такое христианам из язычников, лишь в импликативном смысле. Описываемое связывает читателей послания с Исходом, старым заветом и пересечением Красного моря. Однако, мы можем увидеть, что вначале 12 главы речь обращена уже к христианам из язычников.
“Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас” (1 Кор. 12:2)
Иудеи в Коринфе никогда не были язычниками. Перевод Короля Иакова делает это еще убедительнее, вставляя слова “когда вы были язычниками”. И в последующем Павел говорит о проблемах бывших из язычников. В 1 Кор. 10 и 11 Павел пишет о проблемах Иудеев, которые связаны с Новым Заветом. Нас не должно удивлять, что упоминание Нового Завета всегда стоит в части послания, принадлежащей христианам-Иудеям, ибо как мы увидим, что язычники напрямую не имеют части в Новом Завете. Он будет заключен с с домом Израиля и Иуды. Оно имеет отношение к тому времени, когда весь народ Израильский будет спасен, и когда Бог напишет Свой Закон в их сердца и ум.
Ситуация в 1 Кор. 11 была неприятная, чтобы обсуждать ее в мягком тоне. Как мы увидим, существует связь чаши вина с Христовой смертью, которая была частью трапезы Пасхи, праздновавшейся каждый год. Во время этой трапезы выпивалось несколько чаш с вином[1]. Мы не увидим отмену Пасхальной трапезы или как ее называли трапезой любви, традиция, которой придерживались многие Иудейские христиане, злоупотребляли алкоголем. Именно поэтому некоторые христиане из Иудеев были “немощны и больны”, немало и “умирали” (koimao Дн. 12: 6) - 1 Кор. 11: 30. Это были суды Божии (см. Стихи 31-32), которые падали на Иудейских верующих за упомянутые выше грехи[2].
Возвращаясь к теме, мы видим, что речь далее о том, что Новый Завет был связан с Вторым пришествием. Мы читаем:
“Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11:25-26)
Мы можем увидеть, что каждый раз на Пасхальной трапезе Иудеи-христиане ожидали вспомнить чашу с вином, связанную с Новым Заветом, что необходимо было делать до тех пор, пока не вернется Господь. Следовательно, именно во время возвращения Христа на Елеонскую гору Израиль спасется и в их ум будет записан закон и их грехи будут прощены!? Не тогда ли они станут жемчужиной Божией, народом особенным, царством священников святым народом?
Существует другая ссылка на Новый Завет в посланиях Павла в Коринфянах. Это в 2 Кор. 3: 3-6.
“Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит”.
Мы читаем здесь, что Павел и другие Апостолы были служителями “Нового Завет”. Из-за этого утверждения, что на “плотяных скрижалях сердца” написаны будут заповеди, некоторые учителя поверили, что Новый Завет уже действовал. Однако, мы в конце концов увидим, Новый Завет не был в действии в период Деяний Апостолов, ибо ясно, что не весь народ Израильский еще был спасен и познал Господа. Павел и двенадцать как служители Нового Завета возвещали народу Израильскому Иисуса как Сына Божиего, и в случае покаяния наступил бы Новый Завет. Это понятно. Но, что же произошло бы в противном случае? Уже в начале Деяний альтернативный сценарий был известен. Адресуя свою речь к Израилю Петр говорит:
“Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века” (Дн. 3:17-21).
Здесь мы видим, что если бы Иудеи покаялись, особенно в грехе своего отвержения Христа как Мессии и Сына Божиего, то …
Их грехи были бы заглажены,
Пришли бы времена отрады,
Христос бы пришел во Второй раз
Все было бы восстановлено (включая Царство, Дн. 1: 6).
Все это зависело от национального покаяния народа Израильского. Ветхий Завет устарел и был близок к уничтожению, но был ли он уничтожен (внимательно см. Дн. 21)? К нему призывало служение Павла и других Апостолов в Деяниях. Они просили народ покаяться и принять Иисуса как Своего Миссию и Сына Божиего. Они призывали, но сделал это Израиль? Многие отдельные Иудеи уверовали, но большинство увы нет. Как насчет руководителей? Что случилось в конце этого периода? Об этом чуть позже.
Другая ссылка на Новый Завет в ранних посланиях мы встречаем в Римлянам 11: 26-27, где мы читаем:
“И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их”
Здесь мы вновь видим ссылку на Новы Завет, но также и факт, что весь Израиль спасется и их грехи будут обязательно прощены в некотором будущем.
В п. Галатам мы встречаем и Ветхий и Новый Завет. Это аллегорическое место.
“Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он--матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку” (4:21-28)
Галатам было написано в период Деяний, и именно в это время некоторые Иудеи из Христиан настаивали на том, что язычники обратившиеся ко Христу должны быть обрезаны, чтобы спастись и они также должны были соблюдать весь закон Моисеев, см. Дн. 15: 1-5. Поэтому они должны были следовать за терминологией Ветхого Завета. Однако, язычникам в этом не было нужды, что и подтвердил Апостольский Совет в Иерусалиме (Дн. 15: 19-21). В результате признанны заблуждающимися те христиане-иудеи, которые придерживались строгой Ветхозаветной линии в отношении к язычникам, а вот Иудеям не было ничего ограничено – они продолжали соблюдать весь Ветхий закон! Если весь народ Израиля покается и примет Иисуса как Сына Божиего и их Христа (Мессию), то по возвращении Христа вернется и Новый Завет будет введен Им в действие. Такие места как Галатам 4:28 показывают, что верующие в Христа были “детьми обещания”, обещания, которое связано с этим Заветом.
Существует 7 посланий, написанных после Деяний Апостолов – Титу, 1,2 Тимофею, Филиппийцам, Ефесянам, Колосянам, и Филимону. Однако, мы не видим в них ни одного упоминания Нового Завета в них, существует лишь одна аллюзия (на прошлые заветы, канувшие в лету) в Еф. 2: 12. Там мы читаем, что язычники были раньше чуждыми ”заветов обетования”, включая и Новый Завет. В свете вышесказанного этот факт нас не может удивить. Однако, что же мы находим в остальных 6 посланиях? Перед тем, как ответить на этот вопрос нам нужно вернуться к концу Деяний Апостолов, чтобы восстановить общую картинку.
Как мы помним Павел назначил аудиенцию для Иудейских глав. Он пытался убедить их поверить в Иисуса как Мессию, удостоверяя из Закона и пророков. Но, как и до этого, - некоторые уверовали, а некоторые нет. Однако на этот раз произошло нечто особенное: когда Иудеи начали расходится, Павел процитировал им следующие слова из Исайи 6:
“Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Дн. 28: 25-31).
Это было провозглашение осуждающего их пророчества после чего история Израиля обрывается. Прежде (т.е. в Мф. 13: 14-15; Ио. 12: 39-41; Рим. 11:8) это были цитаты предупреждения. Теперь это было объявление приговора. Израиль был признан полностью ослепленным и глухим из-за ожесточения в сердце. Под Новозаветными принципами они осуждены, отставлены, что произошло незадолго до того, как пришли Римлянам, завоевавшие Иудею, разрушившие Иерусалим и храм, выславшие Израиль, разбросав их по всей своей великой Империи.
Однако теперь в конце Деяний, Бог собирался иметь дело с язычниками, но как? Поставить их под Новый Завет? Вряд ли. Этот завет и соглашение должны был быть заключены народом Израильскими, который не может быть перенесен как и Новый Завет.
Но что же произошло с Иудеями, которые уверовали? Что Бог собирался делать с ними? Ответ на этот вопрос мы можем найти в посланиях, которые Павел написал в узах, упомянуты в Деяниях 28: 30, а именно в Ефесянам и Колосянам. Там мы читаем о положении язычников, которое у них было раньше:
“Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою” (Еф. 2:12-13)
Заметьте, что это утверждение, что язычники были чужды заветов, что не может не включать в себя и Новый Завет. Это также прослеживается у Павла и в Рим. 9:3-5. Говоря о “народе Израильском” он пишет:
“то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь”.
Итак, мы видим из этого места, что заветы включая Новый принадлежат Израилю. Таким образом, в период Деяний существуют определенные различия не только между этносами и Израилем, но и между Христианами из Иудеев и из язычников. Однако, ситуация изменилось в конце Деяний Апостолов, что и показано в Ефесянам и Колосянам.
“Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою” (Еф. 2:13-22)
Однако мы видим, что через все Деяния Апостолов Иудейские христиане продолжали соблюдать Закон Моисеев, Ветхий Завет. Это было правильным выбором Иудеев, которые уверовали в Мессию, т.к. это было в соответствии с пророками о Новом Завете[3] и было важным свидетельством неуверовавшим Иудеев, ибо в другом случае их свидетельство не было бы убедительным. Если бы Христине из Иудеев перестали бы практиковать обрезание, Субботу, другие заповеди Закона Моисеева, то Иудеям бы было нечего с ними делать, как только отвергнуть их слова. С другой стороны язычникам было достаточно исполнить 4 заповеди (Дн. 15:19-21), где ничего не сказано ни о субботах, ни о, тем более, обрезании. Но также ничего не было сказано о повелении крестить и заповеди о Вечери. И уж, конечно, мы ничего не читаем в решениях Апостольского собора о Новом Завете. Поэтому стена разделения и различий в практике все еще стояла посреди Иудеев и язычников, спасенных, тем не менее, одной кровью.
Однако, когда состоялось провозглашение суда из пророка Исайи о Израиле, как нации, он потерял свое былое положение Божием плане, и тогда христиане-иудеи и христиане-язычники были соединены вместе на теоретическом уровне[4]. Они были соделаны в этом домоуправлении одним целым. Это стало возможным через освобождение Иудейских Христиан от Закона Моисеева, т.к. они были освобождены от обязанности соблюдать Ветхий Завет. Это затем акцентируется в п. Колосянам:
“И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело--во Христе” (Кол. 2: 13-17).
Итак, христиане из Иудеев могли уже более не беспокоится по поводу закона ритуалов. Он упразднен на кресте (Еф. 2: 15). Их не должно было более волновать как и что есть, пить, где и как поклонятся, какие соблюдать праздники. Они стали свободны.
Однако возникает вопрос: если они не были все еще под Новым Заветом, который был при дверях, и не весь Израиль был спасен, – под чем же они были до этого? И что делать с верующими из язычников? Под чем находились они? Ответ прост – под благодатью.
“Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Еф. 2: 8-10).
Таким образом, верующие из Иудеев и язычников этого времени и сегодня были не под Новым Заветом, а под благодатью. Павел говорит в Еф. 3 о домоуправлении благодати, который был ему вверен. Тем не менее, есть вещи актуальные и в период Нового Завета, и в период благодати. Например, частью чего является “прощение грехов” (Иер. 31:34). Для Иудеев и язычников после Деяний (и сегодня) эта истина остается неизменной. Благодаря вере в Иисуса Христа и Его жертве за грех, наше нечестие и грехи уже не вспомянутся.
Жертва Христова - это основа Нового Завета, который все еще отложен на будущее, и вообще домоуправления благодати сегодня, которое началось после событий Дн. 28: 28. Однако, вне зависимости от общих черт, домоуправление благодати Божией сильно отличается от терминологии Нового Завета.
В целом ясно, что не каждый спасен, не в каждом сердце написан закон. Еще не начиналось то, что обещано в Иез. 44-45, Ис. 65-66, последней главе Захарии. Израиль Ло-амми, потому еще не наступил период восстановления отношения с «отпущенной женой» (Ос. 2). Израиль остается без ефода, серафима, священства, жертвоприношений, левитов. Т.е. еще не закончился период Закона, Тысячелетнего Царства, которого так ожидали Пророки В. З. То, что Израиль временно отвержен не является аргументом, т.к. согласно и пророкам и Рим. 11 Израиль отвержен временно, доколе не войдет “полнота язычников“.
Мы не под Заветом, но под благодатью через веру во Христа Иисуса. Как мы уже сказали язычники не были и не будут под Новым Заветом. Они
лишь пользовались некоторыми благами этого завета, будучи привиты в период
Деяний к благородной маслине через веру. Они пользовались благодатью, имели
некоторые дары Духа и получили усыновление. Но полноту благодати они смогли
вкусить лишь, когда был приостановлен план о Израиле и
Новом Завете, когда Павлу в узах была поведана тайна, сокрытая от веков и родов
(Еф. 3: 9) и было введено новое (качественно новое)
домоуправление, сокрывавшееся от вечности в
Боге. Язычники не были никогда ни под Ветхим Законом и Заветом, ни под
Новым (если мы не говорим о прозелитах-Иудеях). Однако,
Бог ожидает достойную звания Тела Христова жизнь, Мужа совершенного, созданного
для добрых дел. Если мы имеем отношения с Богом в терминах полного
отождествления с Главой-Христом (будучи посажены с Ним на небесах Еф. 2: 8-10), не как отдельное земное тело-Невесты
(или бывшей жены), а как члены Его Тела-Мужа, то и будем проводить
соответствующую этому призванию жизнь. Он ожидает от нас творение добрых дел, в
которых и предназначил нам ходить (Еф. 2: 9-10). Мы
находим благодатное поле для служения, представляя каждого человека совершенным
во Христе Иисусе, имея высочайшую планку практики в Еф.3-6 (Кол. 3-4) и
служения любви, святости.
Однако, давайте также и помнить, что мы делаем это не на основании завета, а на основании благодати, великого самопожертвования нашего Бога и Главы, пользуясь свободой и любовью Христовой безвозмездно. Мы хотим это делать, потому что хотим делать, а не потому что так надо по закону. Христос Иисус умер за нас и простил нас. Отец благословил нас в небесной реальности всякими духовными благословениями во Христе (Еф. 1:3). Бог дал нам все в Своем Сыне. Он дал нам всякое духовное благословения и в вечности, мы также были посажены в духовных реалиях там, где Он теперь, т.е. одесную Отца. Именно там Он показал несравнимые богатства благодати (Еф. 2:6-7). Если у нас такой Спаситель и мы имеем такие богатства в вечности, мы естественно, будем из благости, которую Он излил, стремится угождать Тому, кто сделал все для нас и подарил нам все.
Мы увидели, что Новый Завет были заключен с тем же народом, которым Бог заключил Ветхий завет; а именно народом Израильским. МЫ увидели, что он будет действовать тогда, когда Иудеи не будут нуждаться в свидетельстве о Господе и все будут знать Его. Именно тогда Израиль спасется.. В это время Бог напишет в их сердца и ум Свой закон. Они станут Его народом, а Он будет их Богом. Они перестанут быть отверженной женой, “Не моим народом”.Они станут для Него жемчужиной царством священников и святым народом.
Новый Завет не мог войти в силу до тех пор, пока не была принесена жертва Нашего Господа Иисуса Христа. Однако, мы находим, что завет еще не вступал в силу в период Деяний, т.к. народ Израильский не принял Мессию как Сына Божиего и не покаялся в своих грехах. В конце из-за постоянного ожесточения своего сердца народ Израильский потерял на время все свои привилегии перед язычниками (Дн. 28:25-28). Бог освободил каждого христианина спасенного из Иудеев от важности соблюдения заповедей Ветхого Завета, но Новый так и не вступил в реализацию. Христиане и язычники этого времени были соединены друг с другом, как это видно в посланиях Павла в новом домоуправлении и такая ситуация сохраняется доныне. В некотором недалеком будущем Господь вновь будет иметь дело с Израилем в период, когда Христос вернется на Елеонскую (Масляничную) гору. Произойдет великое чудо, много раз отвергаемый людьми, и Богом народ “родится”, родится целая страна и весь Израиль будет спасен, а Новый Завет, наконец, войдет в свою завершающую стадию: Тысячелетнее царство. Какой это будет великий день!
Христиане в этом веке не под Новым Заветом, но мы имеем замечательные благословения от Бога Мы читаем о “непорочности и безукоризненности” перед Ним (Еф. 1:4, Кол. 1:22). Это верно о нас, тех, кого Бог простил грехи и нечестие во Христе и не вспомнит наши грехи боле никогда (ср. с Иер. 31:34).
Основа Нового Завета – благодать, доступная для Израиля через приношение Христово за грех. Однако, Христос будучи Агнцем Божиим взял на себя грех всего мира. Как таковая благодать и Его смерть является базисом и нашего спасения. Как мы читаем в Еф. 2: 8: “благодатью вы спасены через веру“.
Однако когда Новый завет наступит мы понимаем и то, что весь Израиль спасется и не будет нужды в поучении одного Иудея другим, ибо все будут знать Господа. Нет в Писании более определенного и ясного утверждения, чем в Евр. 8: 10 и Иер. 24: 7, и нет ничего потому более ясного, чем понимание, что завета еще нет, и повеление Павла совершать дело благовестия о Христе (2 Тим. 4:5) не включает предложение язычникам обновленного Духом старого завета с Израилем.
Некоторые христиане, не до конца понимая значимость нынешней эпохи благодати, в которую мы живем, думают, что чувствуют определенный дискомфорт от того, что мы не имеем завета с Богом. Однако, вне этого завета, заключенного с Ноем в Бытии 9, каждый другой завет обязательно связан с Израилем, как проводником благословений. Вот, что пишет Павел на эту тему:
“Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь” (Рим. 9:1-5).
Как мы видим существуют Заветы, принадлежащие Израилю, а кроме того, Закон, отцы и поклонение в храме. И Новый Завет принадлежит Израилю так же, как и Ветхий Завет.
В наше время сложилась определенная богословская школа, которая видит в христианах из язычников Духовный Израиль, Израиль Божий (Гал. 6:16). Это иногда называется теорией Замещения, которая приняла различные формы. Православная, протестантская, Римская Католическая церковь – все видят себя заместителем Израиля. Это можно сказать и о Свидетелях Иеговы и о ”амиллениаистах”, и других деноминациях и течениях. Но верна ли такая теория?
Позиция Диспенсационалистов совершенно другая. Они признают, что Израиль более не имеет центральное положение в планах Божиих. Они считают, что церковь и Израиль – это разные вещи. Терминология заветов, обетований и пророчеств об Израиле и т.д. – все это терминология прошлого, которое станет актуальным в определенное время. Мы верим, что в конце Деяний Апостолов план относительно Израиля был приостановлен, но не заменен, ибо главные пророчества об Израиле и Новом Завете все еще не исполнились. Чтобы понять это, достаточно внимательно и вдумчиво прочесть пророков Иеремию, Исаю, Захарию, Осию. В наше время (время Ло-амми, определенный еще пророками) возникает совершенно новый план, центром которого уже не является Израиль, но христиане, независимо от их национальной принадлежности. Сегодня было открыта совершенно новая эпоха, надежда, и призвание, которые были сокрыты в Боге (Дн. 28:25-28; Еф. 3: 1-9). Однако, когда это новая эпоха и план Божий завершатся и время отведенное под него завершится, Бог вновь обратится к Израилю и довершит запланированное, исполнит все неисполненные пророчества, которые Он дал. Теория Замещения с другой стороны не видит никакого будущего для Израиля как центральной нации будущих событий и планов Бога. Она предполагает, что все обещания пророчества данные Израилю, так или иначе, перемещены в церковь нашего времени.
Все варианты теории Замещения ведут к тому, чтобы доказать, что Новый завет в той или иной форме действует сегодня. Но, если язычники и их церкви сегодня, являются Духовным Израилем, с чем мы ниже не согласимся, совершенно ясно, что Новый завет, что все еще не действует! Бог зависла ли в сердцах и умах ВСЕХ язычников (этносов) Свой Закон? Христиан? Совершенно ясно, что Закон, о котором должна идти речь – это закон, данный еще Моисею, т.е. именно тому народу, который был освобожден от оков Египта для заключения Ветхого Завета и передаче Закона Моисеева. Записан ли этот закон в сердца и умы всех христиан сегодня (прочти Иер. 31:31-34)?
Намного более логичным оставить Израиля народом Израильским, а язычников
(этносы) – язычниками (этносами). Библия достаточно ясно говорит об ожиданиях
Иудейских христиан в период Деяний, и христиан из язычников, и что их ожидания
в конце Деяний прекратились. Также, и ранняя церковь ничего не говорит о
”Духовном Израиле” или ”Истинном Израиле” до Юстина
Мученика
”Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию” (Galatians 6:15-16)
Павел желает всем мира и милости, а также и для ”Израиля Бога”. Кто же это? Т.к. это словосочетание встречается лишь в Галатам 6:16 его значение мы должны выбрать из других мест и контекста. Многие комментаторы, если не все, считают, что так названы все христиане, т.е. что термин относится и к уверовавшим Иудеям и к язычникам того времени, и потому и ко всем христианам сегодня. Однако это очень сомнительно.
Павел утверждал, что мир и милость на тех, кто следуют этому правилу. Это правило признает, что ни обрезание, ни необрезание ничего не значат; но все решает Новая Тварь во Христе. Кто эти ”все” во Христе Иисусе в данном контексте? Все – это все христиане - и Иудеи, и Язычники, которые признали это правило. Таким образом, ”все” - термин вбирающий и Иудеев и язычников. Следовательно, ”Израиль Божий” – это подгруппа общности “всех” христиан, которые не следуют этому правилу, или какая-либо другая группа. Причем они должны быть христианами.
Единственная группа, которая точно попадает под это определение и контекст – Иудействующие христиане, которые настаивали на том, чтобы язычники обрезались и соблюдали весь Закон Моисеев (Дн. 15: 1-2). Это именно те люди, которые доставили Апостолу Павлу так много проблем, испытаний, тревог. В послании Галатам он спорит с ними, жестко отвергает и критикует их взгляды. Поэтому в заключительных словах, написанных его рукой он обличает их меркантильные мотивы, желания похвалится христианами из язычников, которых они обрезали (Гал. 6:12-13), количеством и качеством новоиспеченных прозелитов. Грубо говоря, Павел был раздражен их действиями (а им руководил тогда Бог), потому и написал ”мир и милость на тех, кто следует этому правилу”, что исключило из списка ревностных не по разумению Иудеев, которые не соглашались с ним. И далее благодать Божия, которая руководила сердцем и рукой Павла призвала его написать дополнение: “Израилю Божиему”. Хотя эти люди и были неправы, были причиной горя, они были все еще соверующими. Они были Новым Творением во Христе. Это правило Павла должно было побудить их признать, что Иудействующие были такими же христианами и нуждались в мире и милости как и все, и даже более.
Другой возможный вариант – это то, что фраза ”Израиль Божий” может относиться просто к христианам-Иудеям. В Римлянам 9: 6 утверждается, что “не все они от Израиля, что от Израиля”, и далее раскрывается, почему вводятся такие ограничения. Уже в Рим. 2: 28-29 введены некоторые причины и принципы такого ограничения:
”Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога”.
Таким образом ”Израиль Божией” включает всех Иудейских христиан того времени, в которое они так нуждались в Божией благодати и милости. Однако, кажется более логичным, что это относится к Иудействующим христианам.
Приложения
Ч. Велш.
Что такое "завет"?
Слово завет, diatheke
–греческий вариант еврейского слова berith.
Корень последнего связан с глаголом ”отрезать”. Когда мы читаем “заключил
завет” мы встречаем другое слово (karath),
означающее отрезать. В итоге имеем: “отрезать отрезаемое (завет)” или делать
отметку, зазубрину. Это актуально, когда мы видим традиции, которые связаны с
особенным использованием слов “отрезать отрезаемое”. В Еврейском “завет” или berith был подкреплен жертвой. Ссылка на
Иеремию 34:18:19 показывает что лежит в основе выбора данного слова.
Мы видим, что Седекия, царь
заключил завет со всеми людьми, которые были в то время в Иерусалиме, чтобы
провозгласить свободу им, но после этого царь и народ обратились и преступили
завет, а потом решили опять вернуть в рабство своих слуг (Иер.34:8-11). Этим
людям, которые преступили их завет, Иеремия и адресует свои слова:
Иеремия 34:18 “и
отдам преступивших завет Мой и не устоявших в словах завета, который они
заключили пред лицем Моим, РАССЕКШИ ТЕЛЬЦА НАДВОЕ и
пройдя между рассеченными частями его”
Посредством
странной церемонии, соглашение двух сторон, говорило следующее:
“Господь
да сделает мне то и то, если я не буду соблюдать мое обещание”.
Пс.50:5 говорит о святых, которые заключили завет на
жертве и ранний пример такого обычая находится в Быт.15, где Авраам взял
жертвенных животных, “разделил их посередине и положил каждую часть одну
напротив другой” и затем завет был подкреплен образно “дымом из печи и пламенем
огня”, которые прошли между двумя частями жертвы. Скрупулезность, с которой
Авраам положил жертвенные части напротив друг друга, что представляло “клеймо”
договора (его “бирку, печать”), особенно понятна, когда мы узнаем, что слово
“напротив”, в еврейском qara буквально означает
“встречаться”, как это переведено в Быт.14:17.
Обращаясь к Новому Завету, мы находим, что слово,
которое используется, как “завет”, заключенный с Богом - это слово diatheke, которое
означает “назначить”, не содержит даже намека в своем корне на “соглашение”.
Теперь, если мы будем строить свою доктрину на происхождении Греческого слова,
то мы согласимся с Ианием и Паркхурстом,
что оно означает: “установление и назначение”. И оно “не означает ни завет, ни
соглашение, просто постановление Бога”.
Мы абсолютно согласны с мнением Паркхерста,
что наше спасение никак не может быть основано на каком-либо виде контракта или
соглашения с Богом, и что “многие переводчики переводят слово diatheke словом
“завет” и на этом начинают строить страшные теории, как испорченный, виновный
человек может заключить завет или контракт с Богом для своего спасения”.
Но давайте обратимся к вопросу этимологии слова. Нет
сомнений, что diatheke
составлено из элементов, которые означают “назначать или определять”. Второе,
нет сомнений, что слово было использовано в греческом греками при ссылке на
“волю и завет”, с помощью которого собственность могла быть завещана, но мы
должны помнить, что истоком вдохновения вначале был еврейский язык. И что,
когда время пришло переводить Библию на греческий переводчики Септуагинты не придумали ничего другого, как взять уже
существующие греческие слова и использовать их для новой и сокровенной цели.
Так, при использовании diatheke
в отношении “завещания”, Павел уточняет: “говоря по-человеческому
рассуждению”, используя народный смысл, как это в Гал.
3:15.
Однако, очевидно, что diatheneke
должно рассматриваться, как греческий эквивалент еврейского слова berith, и что мы
должны игнорировать этимологию слова. Мы должны помнить, что несмотря на
заявление Паркхерста о том, что ни один грешник не
может войти в завет с Богом, Ветхозаветние заветы –
это или заветы обязанностей, в которых обе стороны соглашаются соблюдать
определенные пункты договора, или заветы обещания, при которых не было
соглашений.
Когда Израиль стоял перед горой Синай
и весь народ сказал: “все, что сказал Господь, исполним и будем послушны”
(Исх.19:18), мы читаем, что “донес Моисей слова народа Господу”. Затем на этом
основании этого соглашения были даны 10 заповедей, которые стали заветом, который
Израиль так печально нарушил. Этот завет был получен руками посредника –
Моисея. Когда человек входит в какие-либо соглашения или заветы такого
характера разрушение не замедлит себя ждать. Когда Ной и его семья вышли из
ковчега, чтобы сделать новый мир или положить ему новое начало, Господь
заключил завет с ними, который отвечал за смену дня и ночи, посева и сбора
урожая, зимы и лета, жары и холода. Не было условий для семейства Ноя, т.к.
Господь предузнал, перед тем, как они бы продемонстрировали, что помышления
человеческого сердца – суета от юности его. Здесь в Быт. 8: 21, 22 мы имеем
пример завета обещания (Быт. 9: 9-17), завет, который оставался нерушимым по
сей день.
Сходным образом Господь заключил завет с Авраамом, который
детализирован в Быт.15. Авраам не становясь одной из сторон «завета», был
погружен в “глубокий сон”. Вследствие этого, завет с Авраамом назван заветом
обещания, который последующий завет через 430 лет, не отменяет. Посредником
завета обещаний во Христе был Христос, а Он естественно преступить его не
может. Гал. 3:16 “Но Аврааму даны были обетования и
семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени
твоему, которое есть Христос”. В Титу 1:2 говорится, что вечная жизнь был
“обещана прежде вековых времен”. 2Тим.1:9 говорит, что верующий был назван
согласно Господнему плану и благодати, которые были даны нам во Христе прежде
вековых времен”. Ефесянам 1:4 говорят , что есть
верующие, которые предназначены в НЕМ “прежде основания мира”. Это заветы,
соглашения, обещания, но все они не были сделаны с нашей помощью, но были через
и во Христе. Как же мы должны быть счастливы, что с верующими Тела, с Главою
Христом, не было сделано ни одного контракта или соглашения, завета, которые бы
вовлекали их, как одну из сторон: но вся полнота находится во Христе.
Теперь обратим внимание на то, как слово “завет” и
“завещатель” используется в Евр.9:16,17. В этом месте мы читаем, что:
“Ибо, где
завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что
завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив”
(Евр. 9:16 17).
Это не только неправильный и предубежденный перевод,
но это еще и бессмыслица, т.к. какая может быть связь с последним
волеизъявлением и завещанием, когда человек его сделавший воскресает из мертвых
(при этом какая путаница возникает в головах наследников)? Совершенно неверно
говорить о Христе, как о завещателе, на основании смерти Которого, только и
делается доступным его завещание. Кроме того, в абсолютной дисгармонии с
контекстом послания к Евреям 9, делать ссылку на “завещателя” в связи с
действием Моисея, когда он дает свой первый завет с кровью, как покажет нам
Исх.24:6.
Следующий
подстрочный перевод дает Д-р Булленджер в Греческом
Лексиконе под заголовком “завещатель”:
“Gar, hopou
diatheke), thanaton,
anagke, pheresthai
tou diathemenon gar diatheke
для
где завет смерть необходимо быть введенному Тот, Кто заключает завет для завета
epi
nekrois bebaia epei mepote
ischuei hote ze
ho
diathemenos
над мертвыми, жертва
(она же) несомненно с тех пор как ни в какое время входит в силу когда живой
тот, кто заключает завет.
Все
это говорит нам, что Тот, кто заключает завет, о котором говорит Апостол, - он
же и жертва, и потому должен умереть”.
Маккнайт
переводит это место так:
“Ибо показывая уместность смерти Христа при подписании Нового
Завета, Я рассматриваю, что там где завет заключен через жертву, там
необходимо, чтобы и жертва умерла. Ибо по практике и Бога и человека, завет
подтверждается умершими жертвами; видя, что никогда завет не вступал в силу,
пока живет овца, теленок или вол, которые приносятся в жертву”.
Введение образа последнего
волеизъявления в Евреям абсолютно противоречит аргументу Апостола, природе
предмета и характеру послания в целом. В послании к Галатам
там, где Апостол вводит образ “завещания”, он вставляет тут же формулу: “Говорю
по-человеческому расуждению”,
и заяляет, что он говорит о “человеческом завещании”,
при котором единственный раз используется слово diatheke
, и которое должно быть переведено как “завещание”. Это слово “завещание”
используется в некоторых переводах шесть раз, а слово “завет” нерегулярно. Как
можно оправдать такой перевод Евр.7:22:
Или опять как можно было перевести Евр.9:15 “новое
завещание”, где явно идет ссылка на “новый завет” Евр.8:87. В каждом месте или
в Мф.26:28, 2Кор.3:6, 14 17 упоминаний diatheke, в каждом месте с одним исключением (мы уже видели
его Гал.3:15), diatheke
должно быть переведено всегда как “завет”. Попытка делать Еврейское berith или греческое diatheke – последним волеизъявлением перед смертью,
оформлением на наследство, вводит в дикие заблуждения читателя и противоречия с
открытой истиной. Мы должны отвергнуть этимологию греческого языка, как основу
нашей доктрины, ибо на такой недостоверный базис нельзя опираться. Мы должны
отвергнуть все возможные варианты перевода и вместо них вложить значение
синонима еврейского слова berith -
“завет”.
[1] См. также ”Lord’s Table” главу 5 of ”Think on These Things” by Ernest Streets
(издано ”Open Bible Trust”).
[2] О чудотворных наказаниях в период Дн. см. главу 14 ”The Miracles of the Apostles” стр. 36.
[3] См. Иез. 44-45, или Ис. 65-66, Зах. 14: 16-21 и т.д.
[4] Т.к. из-за очень сложной перемены в планах Бога не все смогли воспринять это как Божественный акт.