ОБРЕЗАНИЕ

(Цитаты даны по Синодальному переводу)

М.О.В.

 

 

Ветхий Завет

Обрезание как знак для евреев.

Мы находим первое упоминание "обрезания" в Бытии, когда Бог призвал Аврама выйти из земли родства, Харрана, чтобы идти в чужую землю за Иорданом. Авраам стал первым евреем, что значит "пришелец". Бог заключает с ним Завет и дает ему знамение этого Завета в виде обрезания.

Обрезание было самым первым, и самым ВАЖНЫМ плотским знамением принадлежности к Еврейскому народу, т.е. народу избранному Богом для возвещения истины о Мессии. 

"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; 11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами" (Бытие 17: 10 )

До Закона Моисеева, обрезание было одним из двух пунктов церемониального закона для евреев. Вторым было жертвоприношения, которые также были свидетельством Заветных отношений с Богом, а следовательно и праведности (Рим. 4).

Обрезание уже тогда, в это домоуправление Закона было и духовным. Мы читаем об обрезании ушей и сердца в Лев. 26:

«И Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои» (Лев. 26: 41).

«Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор. 10:16)

«К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им» (Иер. 6:10).

 

Эти места доказывают не только то, что обрезание стало понятием духовным еще в период Моисеева Закона, но и то, что именно поэтому не могло передать эстафетную палочку крещению. Обрезание было олицетворением не погружения во Христа (т.е. крещение по Рим. 6), а олицетворением покорности Закону и Богу. А кроме того, крещение имело было уже в законе Моисея и было обрядом Иудейского происхождения, а не чисто христианского.

 

Закон Моисеев

В Законе Моисеевом, данном после выхода из Египта народа Израильского, этот плотской акт был связан с Пасхой. Обрезание было первым плотским актом после вступления Израиля в Завет.

Исход 12: 43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; 45 поселенец и наемник не должен есть ее. 48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее;

Иисус Навин 5: 5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;

Из этих стихов ясно, что даже самое первое жертвоприношение Израильского народа (Исх. 12: 5, 11, 27) – Пасха – была только для обрезанных Израильтян и прозелитов (и естественно для их семейств). Необрезанный не участвовал в принятии Пасхи, что было прообразом принятия жертвы Христа. Это, конечно же нам показывает, что при Законе Моисеевом необходимо было видимое подтверждение того, что ты признаешь Господни уставы и веришь Иегове.

Новый Завет

Обрезание в Деяниях Апостолов

          Чтобы понять насколько важно было обрезание в Деяниях Апостолов мы должны понять чуть более ранний контекст , т.е. практику Евангелий.

Мы знаем, что Сам Господь был обрезан по Закону Моисееву, как и сказано, что Он подчинился Закону Моисееву Гал. 4: 4, который как Он сказал не пришел нарушить, но исполнить Мф.5:17. Из этого ясно следует, что Христос был обрезан по Закону Моисееву:

"По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве" (Лук.2: 21)

Мы читаем в Евангелиях, что к необрезанным и иноплеменницам не шли Апостолы, не шел и Сам Христос.

"Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите" (Мф. 10: 5)

Также показательно место из Матфея 15: 22:

"И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется... Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам".

Из этих мест мы можем смело сделать вывод, что ни один язычник, иноплеменник необрезанный не слушал Нагорную (т.е. Мф.5) и все последующие проповеди.

Вся эта практика проповеди только народу Избранному и обрезанным продолжилась вплоть до Деяний 10:

"И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников" (Дн. 10: 45)."И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, 3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними" (Дн. 11: 2).

Петр открыл впервые за всю историю человечества дверь для необрезанных язычников. Но и после этого обрезание оставалось такой же привилегией, т.к. было связано с Израилем, как благородной маслиной (Рим.11):

"Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях"

"Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а язычникам из милости" (Рим. 3: 1, Рим. 15: 8).

Почти вся современная теология (кроме конечно мессианских евреев, т.к. странным было бы им оставить свои привилегии) признает, что нижеследующих стих, говорит о том, что обрезание стало уже после Деяний 10 ненужным церемониальным обрядом:

"Обрезание ничто и необрезание ничто, но [всё] в соблюдении заповедей Божиих" (1 Кор. 7:18-19)

            Однако это ввиду вышеупомянутых мною стихов относится к спасению, в служении же разница оставалась. Иудеи также продолжали соблюдать Закон Моисеев, все также оставались привелигированной нацией, как показывают стихи из Рим.3 и 15. Поэтому мнение о ненужности обрезания является противоречащим контексту Деяний Апостолов.

            Почти все считают, что истинным Иудеем является любой необрезанный, который соблюдает 10 моральных заповедей. Однако, почему-то слово Иудей Павел использует исключительно, к плотским потомкам семени Авраама:

"Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. "

"Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом… Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников" (Рим. 1:16 3: 9, последняя цитата – это ссылка на Дн. 10 , когда многие Иудеи недоумевали, что необрезанные могуn также спастись верой)

Из Гал. 2: 14 мы узнаем, что разделение на евреев и язычников оставались вплоть до Деяний 28:28: " ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески ".

В Деяниях обрезание для Иудеев было такой же духовной заповедью как и суббота, хотя верующие может и были обрезаны духом и Христос совершил обрезание (это касается кстати и погружения крещения в Духе , которое тем не менее оставалась заповедью), все же, евреи обрезались и потому обязаны были практиковать весь Закон Моисеев, как сказано в Дн.21:24,25.

Конец времен: Откровение

и Тысячелетнее Царство

Именно в Тысячелетии, где будет буквальный храм, буквальные левиты, буквальные обрезанные Израильтяне для совершения буквальных жертвоприношений:

"Вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими. 9 Так говорит Господь Бог: никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое, даже и тот сын чужой, который живет среди сынов Израиля" (Иезекииль 44: 7).

 

Обрезание после

Деяний 28:28

Мы переходим к Периоду Израиля "не Моего народа" (Ло-Амми Осия 1), когда спасение послано язычникам.

“Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание--мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа ” (Фил. 3:2-8)

Некоторые (особенно мессианские евреи) не знают, что делать с этим стихом (думая что Филиппийцам - продолжение Деяний, а не домоуправление, когда Израиль - Ло-амми, т.е. “не Мой народ”), потому что он противоречит всему, что мы только что сказали об обрезании и Иудеях в Деяниях. Как только не пытаются лишить аргумента Павла здесь: и что слово здесь не такое как надо (имеется ввиду katatomen Фил.3:2 – разрезание), и что имеется ввиду не просто обрезание, а оправдание обрезанием и т.д. При этом умалчивается, что обрезание по Закону Моисееву далее отвергается Павлом. Но главным аргументом является, что он не почитает за сор свое происхождение, а лишь ставит ее в сравнении с праведностью от Христа.  Но ведь Павел, как мы выясняем из Деяний 21 главы оставаться за надежду Израиля и почитал себя привилегированным как Иудей, и продолжал соблюдать Закон и учить обрезаться евреям.

Но здесь видно, как будто бы произошло что-то и Павел меняет свое отношение к преимуществам. Из этого места и значения слова "тщета"[1], ясно обрезание – это сор. Почему? Давайте вначале более детально разберемся в этом месте Писания:

"Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся. Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей" (Фил. 3: 2-4)

Павел пишет, что нам (тут имеются ввиду необрезанным прежде всего, т.к. Филиппийцы были таковыми) надо бояться псов, которые проповедуют "обрезание" (то, что не обрезание плоти по Закону Моисееву видно далее), которое противопоставлено духовному обрезанию, которое у тех, кто служит Богу полагаясь на дух, а не на плоть. И далее идет перечисление плотских преимуществ. Главные из них – это обрезание и принадлежность к Израилю. Поэтому псы в этом контексте проповедуют не какое-то другое обрезание, а то самое по Закону Моисееву даваемое "на восьмой день", как пишет Павел, и которое противопоставлено духовному. Еще в Галатам говорил, что обрезание закрывает доступ к пользе от Христа и ведет к аннулированию дела Христова для язычников (Гал.5:2).

Следующий стих:       

"Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Фил. 3: 8).

Прежде всего несколько уточнений. Слово "сор" skubalo переводится также как "отбросы". Очень важно, что слово "отказался" неточный перевод слово zemian, которое означает буквально: "потерпел убыток". Вот все места, где оно встречается:

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16: 26, Мк.8:36, Лк.9:25)

"… плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни" (Деяния 27: 10,21)

" А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3:15)

Итак мы видим , что слово ezemiothen в Писании всегда означает потерю, вред, убыток.

Кроме того в стихе "я во всем ПОТЕРПЕЛ УБЫТОК" Слово "потерпел" или ezemiothen стоит в прошедшем, а не гипотетическом будущем, не в сослагательном наклонении!!! Т.е. Павел дает однозначно понять нам, что он потерпел в своих преимуществах УБЫТОК. Т.е. это место вовсе не похоже на те, которые говорили, что "обрезание ничто". Здесь Павел не говорит о нейтральности обрезания. Он считает это за убыток.

Дословный перевод дальнейшего текста:

"И считаю все (это) отбросами, чтобы Христа я получил как прибыль"

Ниже Павел нам пишет:

"Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова"

            Что здесь имеется ввиду? Кто эти кто думает о земном и кто стал врагом креста Христова? В служении Павла для необрезанных он часто говорил, что обрезание отрезает от благодати язычников, делает бесполезным дело Христа (Гал.5:2). В самом послании Филиппийцам Павел уже говорит, что обрезание может быть только одним – в Духе. Плотское обрезание проповедуют злые делатели, "псы". Т.е. можно вывести параллель:

1) обрезание плоти, - "псы",

2) мысли о земном – враги креста Христова.

            Отсюда можно сделать вывод, что проповедь обрезания также противопставлена кресту Христа, как и мысли земном. Естественно – это не просто мылси о бытовых вещах – это мысли о земных обрядах, связанных с обрядами, которые преграждали путь язычников к благодати Христа, которая зиждется на кресте Христа.

Можно по-разному понимать, что же произошло, почему то, что Павел считал преимуществом в Рим. 3:1 в Фил.3 он назвал отбросами. Но важно одно: слушатели Апостола Павла и Нового учения Павла стали настолько взрослыми, а их надежд настолько небесной, что не могут совместить обряды Ветхого Завета, земную надежду Израиля и благодать небесной надежды.

Нам надо разделить Писание на послания разным церквям в разные времена. И потому сменилось домоуправление, когда последний виток свидетельства Бога о Мессии завершился в Риме и Павел поставил точку в Дн. 28:28, сказав, что раз вы (т.е. Израиль) ожесточены, то отныне "спасение будет послано язычникам". Итак, Израиль был распущен (apeluonto Аорист пассивного залога) привилегии и обрезание, которое было для язычников неважным вдруг стало и для Иудеев неважно. Более того, теперь за мусор почитаться должно не только обрезание, но еще и привилигированное положение Иудеям (надо подчеркнуть "буквальным Иудеям"), которые давались обрезанным. И действительно это ведет за собой отклонение плотских заповедей Моисеева Закона, ведь по сути дела, если твое обрезание плоти стало лжеобрезанием, псевдообрезанием, и проповедуя его ты проповедуешь мусор, то отпадает необходимость в Закона, ибо только “обрезанный должен исполнить весь Закон”. И нам остается принять здравые слова Павла, который описал нам в 1,2 Тим., Тит., Ефес., Колос., и Фил. полную практику на сегодня: без чудотворных сверхъестественных даров и пророчеств, без исцелений, без проповеди Царства и надежды Авраама (привязанной к привилегии быть Иудею первым), без ссылок на Закон, который стерт вместе с плотскими заповедями, без упоминания Нового Иерусалима, трапез, крещений водой, обрезаний, родословных, Иудейских басен… Все это меняет практику и служение, в которой уже нет разницы между Иудеем и язычником, но лишь один Новый человек, когда стена вражды и Закон который и отделял язычников и Иудеев разбит и уничтожен. И теперь мы имеем свою надежду, которая не упомянута пророками в В.З. (по откровению тайны Павлу дано домоуправление для яычников Еф.3:9, Кол.2:25), надежду на явление нас, как Тела Его с Ним, Главой этого Тела, полнотой Наполняющего все во всем.

 

Рукотворное обрезание

и рукотворное крещение (Кол. 2).

            Многие запараллеливают слова о почитании отбросами своих преимуществ и с лейтмотивом Евангелия: что толку если приобретете весь мир, а душе своей навредите! Верно ли такое сравнение? Могло почитание преимуществ отбросами помочь Павлу достичь цели? Или речь не о достижении цели? Как жизнь во плоти, которая является средством зарабатывания награды Павлом, может стать ему ущербом?

Может жизнь ДЛЯ плоти, жизнь в ветхом состоянии? Тогда получается, что обрезание относится к Ветхому человеку. Так и написано, что бойтесь псов, обрезающих вас по плоти. Как можно тех, кто приносит преимущество назвать псами?

ДА очень просто обрезание приносит аннулирование, отчуждение от Христа (Гал. 5:2, katargeo аннулировать), потерю награды. Таков контекст не только Филиппийцам, но и всего служения Павла для язычников, а Филиппийцы именно таковыми и были. Именно поэтому для них ясно, что обрезание – это автоматическая потеря награды во Христе. Т.к. нужно будет заниматься не достижением проповеди Евангелия, а достижением праведности по Закону, ибо обрезанный должен исполнять все ненужные тонкости Закона.

Один человек пытался оскорбить меня, сказав про атавизмы. А ведь в Колосянам обряды и праздники Закона названы в другом переводе ничем иным, как rudiments (рудиментами) мира. Кроме того, эти обряды Закона вместе с субботами названы Тенями (Кол.2:17), что указывает на их омертвелость и ненужность ко времени написания Колосянам. Более того, они могут служить причиной потери венца katabrabaion также см. Кол.2:18 глава.

То же самое можно сказать о "земном" в тех же Фил.3. Мысли о земном - это нечто духовное, связанное с противлением кресту Христа, с обрезанием, которое в п. Галатам мешает получить что-то у Христа. Обрезываюшийся, Пишет Павел, аннулирует себя, а тот, кто считает, что для праведности нужен ЗАкон он аннулирует себя (katargethete) от Христа. Поэтому мысли об обрезании для язычников были вредными, не приносящими пользы. Но теперь Павел пишет большее: это (обрезание) причиняет урон, вред. Еще одна мысль Апостола:

Hoti ean peritmesthe Hristos humas outhen ofelesei

"Если вы будете обрезываться Христос вам не принесет пользу.

Контекст слов Павла не только в том, что он стремиться к некоему познанию Христа в сравнении с которым что-то кажется убытком, т.к. якобы без Христа, но он стремиться к почести высшего призвания во Христе, к венцу, к награде, стремление к которой заастопоривает плотские преимущества, вернее почитание их таковыми.

Cудя по п. Галатам и как воинственно Павел осуждал обряды Закона, как горячо он отстаивал ненужность этих обрядов, как рьяно говорил о служении, мы можем сделать вывод, что заповеди Закона мешали необрезанным совершать служение. Они не давали им ничего кроме вреда. Поэтому, если не вырывать стихи Фил. 3 из контекста всего служения Павла, то никогда не придешь к выводу, который сделали мессианские евреи.

И еще …Взять пример с родителями, которых "надо возненавидеть". Ведь причина для ненависти не сами родители, а привязка к ним, которая мешает служению. И поэтому наносит урон следованию за Христу, следовательно родителей нужно оставить, чтобы следовать за Христом (естественно это характерно только для периода Евангелия, т.е. служения Христа по плоти). Смысл текста в этом. Также и в Филиппийцам. Привязка к чему-то отрывает, мешает получить награду Павлу, они тяготят его, как тяготили родители Апостолов они мешали следовать за Христом.

Все почитать за сор?

Некоторые рассуждают так: "Павел как уверовал, он АБСОЛЮТНО ВСЕ почитает за сор, в том числе и свою жизнь". Давайте рассмотрим слово "жизнь" в Писании:

Лк. 12: 15 ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

Ио. 1: 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5: 26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. … ко Мне, чтобы иметь жизнь.

6: 48 Я есмь хлеб жизни

Ио. 20: 31 Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Дн. 2: 28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

3: 15 "А Начальника жизни убили"

5: 20 "говорите народу все сии слова жизни"

8: 33 "Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его"

11: 18 "Язычникам дал Бог покаяние в жизнь"

27: 10 "Будет с затруднениями и с большим вредом (ZEMIA) не только для груза и корабля, но и для нашей жизни… к сохранению вашей жизни"

1Ин. 1: 2 "ибо жизнь явилась, …сию вечную жизнь, которая была у Отца"

3: 14 "мы перешли из смерти в жизнь, потому не любящий …в смерти"

Рим. 7:10 "заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти"

2Кор 2: 16 "запах смертоносный на смерть, ….запах живительный на жизнь. 2Кор. 4:12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас".

2 Кор. 5: 4 "смертное поглощено было жизнью"

Фил. 1: 20 "возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью"

21 "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть – приобретение"

22 "Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать"

Кол.3: 4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Итак неужели же эта жизнь, которая была драгоценным даром Бога, которая есть Сам Христос, которая поглощает смерть, которая дается как награда, жизнь , которая должна быть тихая и безмятежная, неужели жизнь , которая противопоставлена смерти, которой Начальником является Христос, Который даятель оной, неужели же – эту жизнь в Луке Господь предлагает согласно упомянутой логике считать за сор, за отбросы? Этот великий дар Божий считать, что она приносит убыток Павлу? Как можно сделать вывод, что ту самую жизнь, которая является приобретением и Христом в этом же послании к Филиппийцам двумя строками ниже Павлу назвать, согласно мессианскому толкованию ОТБРОСАМИ?

Тут надо понять логику Писания. Совершенно ясно, что отбросами может быть лишь что-то человеческое, плотское, что не может служить прибытком в любом случае.

Ну, например, пророчества - Дар Бога. Написано, что Павел - ничто, даже обладая дарами пророчества. Т.е. допустим пророчества - это ноль. Могут ли пророчества служить убытком, если они названы нулем? Любой знакомый с логикой скажет нет. Особенно когда Павел говорит, что хочет, чтобы все пророчествовали. Следовательно убытком они по-любому быть не могут – они дар Бога. Слово "дар" подразумевает приобретение. Тут даже не надо что-то сильно исследовать.

Не далее - жизнь. Христос говорит, что ее нужно возненавидеть. Тут говорится уже не о нуле. Здесь говорится явно о некоем "явлении", которое крайне негативно, и которое приносит смерть. Является ли жизнь, которая есть Христос в этом случае "вредом"? Можно ли в принципе жизнь Христа возненавидеть? Или считать отбросом, убытком? Нет. Здесь имеется ввиду мирская жизнь, жизнь для этого мира.

Дар Бога не может быть назван отбросом. Это же дар. Другое дело, что в планах Бога что-то могло измениться и Народ Бога может стать не Народом Бога, как Осия и заявляет. Такой поворот событий можно сравнить с переменой священства. Дается лучший дар, лучшие обетования, благословеняи, сфера, уровень. Когда-то жертвы были благоуханны Богу. Это был дар Бога. Но в один прекрасный момент этот дар отменен был Богом. После такого резкого поворота, Бог называет эту Свою заповедь – плотской и считает ее неугодной ему. Почему? Потому что Он дал лучшее. Небесное терпит из-за плотских побуждений убыток, т.к. возникают сомнения, и принимает ли человек небесное, практикуя плотское?

 

e-mail: mgoll@online.ru и mvolgert@yandex.ru

http://mgoll.narod.ru/

http://mvolgert.narod.ru/

 



[1] ζημία

zēmia

dzay-mee'-ah through the idea of violence); - damage, loss, т.е. потеря, разрушение. (!)

 

 

Hosted by uCoz