Павел против брака?

 

Майкл Пенни.

 

Множество лет я читал и слышал много статей и мнений разных авторов на тему ”Павел, брак и женщины”. Благодаря им складывается впечатление, что Павел был женоненавистником и выступал против семьи. Однако внимательно прочитав послания мы увидим, что Павел очень уважительно относился к женщинам, часто с теплотой вспоминает их, хвалит их и благодарит.

            Мнение, что он был против брака построено на 1 Кор. 7 главе. Что мы в нем читаем:

 

 

«Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться”.

 

 

Здесь, похоже, Павел говорит о единственной причине брака; не способность воздерживаться от похоти (так распространенной в то время в Коринфе) и контролировать себя в сексуальном желании. Лучше, при этом, оставаться как Павел.

 

 

”Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие” (1 Кор. 7:25-29).

 

 

Здесь вновь, говоря о том, чтобы не разводится, он говорит, что оставаться так и не вступать в брак лучше. И более того, он говорит им, что если они собираются женится, они будут иметь множетсво проблем и скорбей. Но и это еще не все, те, кто имеют жен должны быть как не имеющие, ибо близко время, и лучше воздерживаться от близости.

 

 

”А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения”  (1 Кор. 7:32-35).

 

 

Согласно мнению Павла, каждый холостой старается более угождать Господу, нежели женатый, но так ли это сегодня? Изменилось ли что-нибудь сегодня и было ли это верно даже в то время? Далее он пишет:

 

 

”Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия” (1 Кор. 7: 36-40).

 

 

И вновь, причиной нежелательности женитьбы выставлена неспособность обуздывать свое влечение. Также и вдовам говорится, о превосходстве безбрачия перед повторным замужеством. Из всего этого следует, что критика, возводящая Павла в противника брака имеет основания. Вот, что пишет один из таких критиков в книге ”Апостол Павел и женищина в церкви”:

 

 

”Павел не следует напрямую традиции Иисуса относительно целибата, но говорит по своему дарованию и в меру своего убеждения (7:7,25). Христиане в этот кризисный этап между Первым Пришествием и в ожидании Второго, считая брак преходящим (7:26, 29, 31), и лучшим положением он считает положение свободы от супруги (или супруга). Если человек женится (или выходит замуж), он не должен пытаться разводится, а неженатый – естественно выходить замуж (7: 27). Брак, не греховен сам по себе (7:28), но и не предпочтителен”.

 

Прав ли Вильямс в понимании “кризисный этап”? Ясно, что Он распространяет его и на наше время! Однако, задумывались ли мы, что такая точка зрения сталкивается со словами Павла “ибо время уже коротко” (ст. 29) и что “образ мира сего проходит”. Если такие эпитеты относятся к 2000 или даже более годам, разделяющим Первое пришествие Христа и Второе, то ясно, что здесь все не так однозначно, как кажется.

            Однако, большая часть аргумента против позиции Вильяма исходит из под руки самого Павла. Около десяти или даже более лет после написания послания Коринфянам Павел пишет Тимофею:

 

 

”Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию” (1 Тим. 5:14).

 

 

Если все, что говорит Вильям о времени ”кризисного этапа” между Первым и Вторым пришествием истинно, то почему Павел позже советует молодым вдовам жениться и заводить детей?

Апостол Петр. Говорит ясно об этом в начале Деяний Апостолов:

 

 

“Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века” (Дн. 3:17-21).

 

 

Здесь Петр призвал Народ Израильский к покаянию и обращению к Богу. Он просил их покаяться:

 

Чтобы грехи были прощены;

 чтобы пришли времена восстановления от Господа;

чтобы Бог мог послать, предназначенного вам Мессию.

 

Здесь Петр говорит, что Второе пришествие Христа в это время зависело от покаяния народа Израильского, которого должно было принять небо до назначенного Богом времени восстановления всего. Восстановление всего должно было начаться  с восстановления прежде всего Израиля, а это не могло произойти без покаяния. Однако , если народ Израиля опкаялся бы и обратился бы к Христу, то нужно было бы, чтобы совершился пророческий сценарий Матфея 24 , включая и события чаш и труб Откровения:

 

 

Войны и слухи о них;

Восстание народов друг на друга и царств;

Глады и моры, землетрясения;

Гонения и мученические смерти;

Увеличение нечестия и охладевание любви.

 

Апогеем всего этого должно было стать приход мерзости запустения бегство из Иудеи в горы. Это время описано Господом как великая скорбь, которой не было от сотворения мира доныне и не будет после (Мф. 24:21). В это время будет особенно тяжело для тех, ”кто питает сосцами и беременным” (Мф. 24: 19). Говоря о таком времени, которое должно произойти в это время в случае принятия Израилем Христа, как написал Апостол:

 

Человеку было бы лучше не жениться.

Оставаться безбрачным, как Павел

Девам по причине особого эпохи катаклизмов  лучше оставаться такими.

Не замужем, не ищи мужа, ибо будет много скорбей, а я пекусь о вас, ибо время коротко.

А имеющие жен, пусть живут как не имеющие.

 

 

Если понять общий событий контекст, то мы поймем, что все это пишет не тот, кто против брака вообще. И что как раз Апостол Павел следует здесь именно учению Христа о Великой скорби, делая логические выводы из сказанного, хотя некоторые (как Вильямc) не признают этого. Павел строит аргументацию исключительно на словах, сказанных в Мф. 24: 19. Он хочет избавить от сильнейших потрясений тех, кто собирается рожать в Великую Скорбь, которую только мир видел. Однако, это потрясение еще не пришел. Несмотря на то, что некоторые Иудеи приняли Христа как Своего Мессию и Спасителя, нация в целом отвергла Его главенство и власть. Таким образом, в конце Деяний мы читаем окончательные строки пророчества с полным отвержением Израиля:

 

 

“Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Дн. 28:26-27).

 

Этот народ в этот момент времени Израиль, как нация потерял первостепенное значение и положение как особый народ пред Богом. Его планы поменялись и Божие спасение теперь было послано язычникам (Дн. 28: 28). Израиль не покаялся и условия быстрого Пришествия отпали (и само событие) отложилось на неопределенный срок. Это значит, что Великая скорбь еще не наступила, но кризисный этап, о котором писал Павел, закончился. Время было коротко в период написания Коринфянам, но после Деяний Апостолов, как мы видим из послания Тимофею, что этот аспект уже не так актуален. Мир и его образ не прошел, но продолжился. Таким образом, жизнь вернулась в свое текущее русло, и сейчас вполне нормальным считается выходить замуж и рожать детей! Почти сразу после слов Дн. 28:25-28 Павел говорит о рождении детей и замужестве вдов, об обязанности пресвитеру иметь не только жену, но и детей, важности управлять дом (1 Тим. 3). Конечно, в некотором возможно не далеком будущем, подходя ко дням возвращения Христову, мы увидим все предсказанное в Мф. 24, и тогда слова Павла в 1 Кор. 7 вновь обретут актуальность.

 

На заметку: Я очень уважаю мнение дорогого брата во Христе Вильямса и нахожу много поучительного в его книге. Однако, я абсолютно не согласен с его идеей о ”кризисном этапе” “последних дней”, которые относятся к периоду Второго пришествия, и которая  так популярная среди верующих сегодня, несмотря на постоянно растущее количество не сбывающихся предсказаний конца света.

 


Hosted by uCoz