Мови Ревильски.

 

Предопределение Римлянам 9.

(Цитаты даны по Синодальному переводу).

 

Вы, наверняка, сталкивались с людьми верящие, что есть судьба. Среди фаталистов можно найти и мусульман, и Иудеев, и христиан. Первыми, кто безоговорочно верил в «судьбу», наверное, были  астрологи. Затем это перекочевало в Иудаизм, затем это перенял Мухаммед, затем Кальвин, великий протестант.

Обычно в фатальность больше всего верят бабушки. Я так думал. Моя – именно из тех бабушек. Но оказалось, что есть (и они очень здравомыслящие) люди и помоложе. Фатализм – это излюбленная тема писателей и деятелей кино. Ну самый известный пожалуй фильм – Матрица. Там эта тема проходит красной нитью.

Одним из прекрасных примеров предызбрания – пророчество. Когда оно провозглашалось, возникал рок, фатальность, неизбежность предсказанного.

 

Перемена судьбы?

Два примера.

 

Можно ли переменить свою судьбу? Когда Вы придете к гадалке, ответ будет уклончивый. С одной стороны ей невыгодно Вам сказать, что ее пророчество не сбудется (т.к. тогда она обманет вас), а с другой, если не изменишь ничего - смысл всей ее работы? В этой каверзной вилке и противостоянии изменить\не изменить и содержится весь смысл борения человека и даже тайны бытия нашего естества. Ведь с одной стороны Писание призывает скинуть одежды ветхого человека-греха (роковой ограниченности временного греховного бытия на земле), а с другой – облечься в Новую природу, которая не ограничена ничем, кроме греховных мыслей.

Итак, лучшие примеры изменения судьбы:

1) Из гнева – в милость. В этом смысле предопределение в Ветхом Завете лучше всего посмотреть на примере пророчества о Ниневии. Ионе была передана весть о скорой гибели города. Но Ниневия была предупреждена о ближайшей своей судьбе, раскаялась и была прощена. Рок был убран. Предопределение было изменено

2) Отмена предопределенной смерти физической. Езекия должен был умереть, об этом четко сказал пророк Исайя ему (3 Цар. 20: 1), но Бог по его усердной молитве дал ему жизнь. Он родил сына, одного из самых нечестивых в Израиле. При этом ради знамения оживления (что вобщем-то было не нужно) Езекии Бог остановил ход солнца.

 

Эти примеры не единственные, есть и другие. Но все они говорят об одном – предопределение для Бога – это то же, что и для нас – действие неких духовных законов, которые Бог установил. Установил Он за сильный грех – смерть, Он и осуждает человека, правда, оттягивая этот суд на некоторое время (Рим. 9: 22). Но также Бог и установил другой закон – закон милости от раскаяния в грехе. Сильный плач, обращенный к Единому и Невидимому Богу снимает наказание. Обличение Бога может изменить сущность человека.

 

Сущность Человека.

 

Человек в Ветхом завете, как мы видим из Нового, не менял при обращении К Богу свою сущность глубоко. И закон был менее жесток. С того, кому меньше дано, меньше и спрашивалось. Поэтому, когда Бог избирал, для Него было важно не столько дух, сколько возможность той или иной личности откликнуться на откровения, видения, ведь Ветхом завете все говорилось через посредников- ангелов.

Но это тонкости. Главное, что все равно Бог видел и говорил к тому, кто готов пойти на Его зов. Избрание в древности происходило по закону. Отцы благословляли по старшинству сыновей. Исав был старше и ему должно было принадлежать первенство во всем. Исааку Бог мог дать и видение, мол «благослови Иакова как первенца». Но тогда бы не было прообразного примера, который воплотился в том, что Израиль (знавшие о Нем все) не пришел к Христу, а немощные  язычники, не знавшие пророчества о Мессии приняли Его. Это кстати тоже обсуждается в Римлянам 9 и 10. С образа перехвата благословения Иаковом глава начинается, а заканчивается выхваченным у Израиля благословением Христовой жертвы и жизни. Иаков был младше Исава, Израиль - имел все права, язычники – были нищие во многих аспектах. Эти моменты хорошо видны в структуре, которую я и предлагаю вашему вниманию:

 

                    Римлянам 9.

 

А| Мучение сердцу братья мои...

Израиль имеет: усыновление слава,

заветы, закон, богослужение,

обетования; отцы, Христос, Бог

Б| Не все от Израиля; не все дети Авраама…

не плотские, но дети обетования - семя

B| Иаков vs Исав: Больший в порабощении у меньшего

Избрание не от дел, не от подвизающегося.

Г| Иакова Я возлюбил, а Исава (первенец) возненавидел.

Д| Неужели неправда у Бога?

Кого миловать, помилую 

не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога.

Г | кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

`         Д| Что споришь с Богом?

Горшечник делает сосуды

почетное и низкое употребление!

Г| Бог, щадил сосуды гнева, чтобы явить славу над сосудами милости.

B| Иудеи (первенцы) против язычников: язычники стали Моими, Израиль отвержен (см. Рим 11).

Израиль ищет в делах закона праведность. 

|Б| Израиль стал как Содом и Гоморра, остаток спасется;

Язычники не искавшие пришли к вере

А| Братия! желание сердца об Израиле во спасение!

Израиль: отверг главный камень,

ревность не по разумению,

собственная праведность.

 

Как мы видим из структуры противостояние Иаков-Исав перекликается с таким же противостоянием Израиль-язычники. В Рим. 11 доказывается, что язычники вопреки природы присоединились к древу Израиля (т.е. без плотских форм праведности – обрезание, жертвы), - как не вспомнить переодевание Иакова, как он изображал волосатого Исава лишь бы получить благословение?

В этом примере заложен ключ к пониманию тайны предопределения. Бог допустил вранье и допустил благословение Иакова, не потому что он был лучше, праведнее, выиграл состязание, лучше стремился. До обновления ума для Бога все одинаковы. Какова тогда логика избрания Бога? Многие говорят ее нет, да и вера – это дар от Бога. Тогда не может быть речь о свободе выбора. Причем если нет свободы выбора хорошего, на Бога навешивается ответственность за плохое – это как раз то, о чем говорит Павел: «за что же еще и осуждает?»

 

Избрание Иакова и язычников параллельны?

 

Интересен тот факт, что избрание Израиля как нации соответствует не избранию Иакова, а избранию Исава. Именно Израиль временно избрал похлебку вещественных начал мира (обрядов), обратившись к себе как источнику праведности. Как и Исав, Израиль усыплен был законом. Израиль думал, что все уже в кармане, если ему даны такие вещи как обещания, отцы, заветы, благодатные знамения, священство. Исав думал, что благословение первенца у него в кармане, но временные свои желания пересилили духовные заветы.

Но на этом сходство их заканчивается. В отличии от Исава Израиль делится на два семени – истинное (по обетованию) и неистинное (по плоти). Одно семя спасется, другое нет. То же самое и с язычниками.

Интересно, что и у Израиля, и у Исава предпосылки для принятия благословения были лишь формальными, внешними. Оба благословения хотели. Вряд ли Бог кидал жребий для избрания. Бог звал (см. притчу о брачном пире) всех. Но отклик нашелся у недостойных, и в случае с Израилем именно во второй зов. Кстати и Моисея услышали лишь во второй раз, и Иосифа, и Мессия будет принят Израилем лишь (Павел четко очертил это в Рим. 11) после прихода полноты язычников, во Второе Пришествие. Итак, безответный зов вполне может найти отклик. Исав хотел получить проданное первородство, но было поздно. Для многих Израильтян тоже было упущено время. За это им достанется тьма внешняя или мучения, из которых можно ли найти выход - одному Богу известно, ведь скорее всего «весь Израиль спасется» - об остатке, т.е. о истинном семени, к семени обетования (см. структуру выше), которое временно ожесточился (согласно Рим. 11).

Если вырвать главу из контекста, то горшки не имеют право выбирать. Бог сотворил их для низкого\почетного употребления – и на этом все. Но стоит прочесть предыдущую главу и все кардинально меняется. Там мы тоже читаем о предопределении:

 

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8: 29).

 

Ключевой момент.

        Ключевым моментом в Рим. 8: 29 является упущенный многими главный фактор, который оказывается важнее для нас сейчас, чем предопределение: предузнал и оно стоит прежде «избрания-определения».

        Когда я пытался понять суть Рим. 9, я всегда ощущал, что предопределение не может не быть связано с чем-то глубинным, сущностным в человеке. Т.е. Бог предопределяет только зная сущность. Изначально все творение было создано предопределенным к добру. Но не каждое сообщается с Богом в борьбе со злом и грехом. Прочтя Римлянам я понял, что Павел пишет в 9 главе о предызбрании в свете 8 главы. В 8 главе речь идет о усыновлении, что ему предшествует именно предузнание. Бог предузнал сущность человека – т.е. все его потенциальные возможности, за рамки которых человек выйти не может. В Римлянам 8 говорится о тех, кто примет новую природу. Их предопределение лежит в области Нового человека, принявшего Духа и домоуправления отличающегося от  других именно присутствием и воздействием Духа.

Иаков и Исав жили во времена, когда человечество не могло общаться с Богом на глубинном уровне, но лишь на поверхностном, без перемены сущности. Поэтому выбора у Бога было слишком мало. Суть слов «не от стремящегося, но от призывающего» в том, что Бог предузнал сущность человека ( в данном случае Исава), его все потенциальные возможности духа и ума. Как бы человек не стремился, сущность он поменять не может. На каком-то глубочайшем уровне, только Богу известном, личность неизменна, даже если меняется внутренне. Во все времена люди менялись после откровения Бога, но предузнание как фактор, стоящий на первом месте, так и остался.

Его (предузнания) не видно в Рим. 9 возможно еще и потому, что Павел пытается переломить жестоковыйность Иудеев, опуская главный момент, утрируя, чтобы сильнее привлечь к Богу тех, кто еще может вспомнить, что Бог – «определяющий фактор», а не они и их желания! Это Он и только Он может исправить внутреннюю сущность и сделать человека достойным сосудом. Здесь просто смещенный акцент, чтобы нивелировать смещенный же акцент гордых Иудеев, которые решили, что смогут войти в рай без помощи Бога и его силы. В результате почти весь Израиль стал повально сосудом в низком употреблении и это доказывает Павел всем посланием.

 

Приложение.

Ожесточение – skleeros (skleerotos, skleerotrakelos, skleruno). Как это слово употребляется в Новом Завете:

"Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы" (Дн. 7:51),

"Трудно идти тебе против рожна" (Дн. 9: 5)

"Наставляйте, …чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом" (Евр.3: 8, 13, 15, 4: 7).

        Как мы видим, иногда это слово следует перевести, как "трудное", в смысле "сложное" (например "странные слова"), а иногда, как "жестокое". Поэтому "фараон ожесточил" следует переводить, как фараон стал "жестоким" относительно познания Бога. В контексте оно противопоставлено слову eleei. Оно используется как обычное слово для милости, когда речь идет о милости Бога. В ев. от Марка 10: 47 речь о слепом, который просил исцеление у Христа, в  Евреям 4:16 (престола Суда), "милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9:13).  Поэтому слово "жестокий" (трудный, сложный) будучи противопоставлено "милости" означает нечто сходное. Как мы понимаем "милость" относится к прощению, снисхождению, любви. Следовательно, ожесточение здесь означает отсутствие любви к Богу.

Поэтому даже ожесточение в Евреям 3 не сам грех, а следствие – гордыня. Фараон был слишком эгоистичен и горд. Он не знал, что власть его - лишь допущение Богом.

О Павлe сказано "трудно идти тебе против рожна". Похожее было сказано и Фараону, не имевшему веры, имевшему свои представления о Боге изначально. В его состоянии трудно было настроиться на любовь к Богу. Настроиться, облегчить свою совесть и сознание, дать любовь и милость может только Бог. Но во власти Бога также и не дать милость человеку, как альтернативу. Означает ли это вложить грех? Нет. Это означает лишь то, что Бог может закрыть Свою любовь для человека. При этом в другом месте написано, что Бог желает спасения всех. Очевидно Бог знает, что многие не примут дара спасения. Человек может избрать противостояние и так этим увлечься, что безвозвратно умереть для Бога. Фараона сам захотел остаться в грехе, смирился с ним.

 

Не властен ли горшечник над глиной? Совершенно ясно, что ветхая природа несовершенна. Но также и ясно то, что Бог творить несовершенным что-либо не может – это характер нашего Творца. Поэтому в Римлянам 9, вложенная греховность сосуда не берется в расчет. Совершенно ясно, что творение допущено до состояния, когда Бог долготерпит перед уничтожением Ветхие горшки, готовя их сознание судами к погибели, намекая на то, скорую погибель. Означает ли это, что Творец (сделавший фараона) раскаялся, сотворив его таковым? Никак. Совершенно ясно, что горшки потерявшие святость и невинность не могут быть совершенными – они разбиты грехом, ожесточены, отлучены от милости Бога. И только Бог может спасти и избавить из этого состояния. Но в Его суверенной воле оставить горшок нераскаянным, разбитым.

Римлянам 9 не говорит о свободе выбора веры и милости – это может дать только Бог. Но также и не опровергает тот факт, что в нас сидит грех, который пришел через сатану, великого духовного существа, противостоящего Богу.

Избрание Иакова означает, что только Бог может дать веру, и от Него зависит главный наш выбор. Но только ли от Него? Есть и выбор зла. И именно его и "сделал" Исав: он не устремился к благословению и отдал его Иакову, хотя и жалел об этом.

Подводя итог можно сказать, что Бог увидел сущность Иакова, его потенциальные возможности, способность и стремления к вере в Бога и Его благословения. Поэтому делам противопоставлена здесь (как и везде в послании Римлянам) вера, которая является даром Божиим, который кто-то принимает, а кто-то не принимает.

 

© Центр Исследования Библии. 2008 год.

 

mvolgert@yandex.ru

http://mvolgert.narod.ru

http://mgoll.narod.ru      

 

 

Hosted by uCoz