ЧТО ЕСТЬ СУББОТА ДЛЯ НАС СЕГОДНЯ?

(Цитаты даны из Синодального перевода). 

В вопросе с Субботой самое главное - понять отличие моральных и церемониальных заповедей. Моральные заповеди касаются нас и ближнего: не укради, не убий … Также касаются естественных проявлений новой природы: общение с Богом, признание Его как единственного Бога и Его Слово, как единственного откровения.

Ритуальные предполагают, что некое действие обряд указывает на будущее благословение, будущее состояние. Например:

        Жертва, Пасха – тень будущей смерти Христа (1Кор. 5);

        священство – тень будущего Ходатая Нового Завета (Евр.8-9);

        храм – прообраз вселения Духа Христа в верующих (1Кор.6 глава)

        праздники кущей – прообраз поселения Христа среди людей на Новой земле (см. Откр.20-21)

        праздник труб – образ падения Вавилонской системы (Откр.15-17)

 

Есть ли такой прообраз у субботы?

Ответ – есть. И даже не один. Суббота настолько прообразна, что она как матрешка - образ прообраза будущего. Например, во Второзаконии сказано, что суббота является памятником (образом) выхода из земли египетской Израиля. Сам по себе выход Израиля не есть истинная суббота, куда устремлены наши духовные очи. Согласно 4 главе Евреям этот выход из земли Египта был неуспешным: никто из Израильтян не вошел в покой; одни погибли не дойдя, другие всю жизнь сражались за землю, третьи погибли на поле сражения и т.д.

Поэтому "для народа Божиего остается другой день" и естественно другой покой, к которому Израиль и стремится. Этот покой - Царство Христа на всей земле, на Новой, совершенно новой земле с святыми, преображенными, воскресшими людьми-верующими. Вот туда и направляет нас Павел в Евр. 4. Иисус Наввин был лишь прообразом Христа, который доставит Израилю Святость будущего Царства.

У нас же покой в сердце и царство сказано «внутрь Вас есть». Христос живущий в нас, и мы во Христе через Дух Святой – это истинный покой, и то, чего символизировала суббота для тех, кому не было обещано царство на земле патриархов.

Мне скажут, но разве Христос царствует?

Павел и Христос отвечает – царствует… в духе. Христос четко это сформулировал словами «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Павел сказал об этом так:

 

«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;

И …но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6)

 

Мы стали рабами Богу, и Господь стал нашим царем. Что язычникам еще нужно?

С евреями особые счеты. Там ожидание царство, которое было описано пророками. Поэтому им нужно буквальное материальное царство, буквальный закон, четкое доскональное исполнение написанного.

А написанное говорит о многом, об этом здесь.

На этом прообразы заканчиваются.

Творец и Субботний день.

Многие подчеркивают святость субботнего дня через связь с субботой дня Творения, когда Он освятил день субботний. Слово святость в контексте книги Моисея – это отделенность. Отделенность от греха, от системы дьявола. Но в этом случае отделенность дня субботнего выглядит не традиционно. Ведь согласно ортодоксальному представлению о днях Творения, греха еще не было, поэтому отделять в смысле освящать от греха некий день было невозможно.

В чем же дело? Во-первых, Израиль как мы читаем был избран от дней творения (о разнице плана для Израиля и Церкви Тела читай здесь). Т.е. в эти дни Бог думал об Израиле. Вполне возможно, что Он утвердил этот день как день прообраза.

Нигде о том, что первые люди соблюдали субботу мы не читаем, хотя возможно, что семидневный цикл был и у язычников. Для них суббота могла символизировать будущее освобождение во Христе и Его Духе (см. Гал. 3-4).

Разделение закона.

Многие Адвентисты обычно всегда ссылаются на слово "закон". Или же: "Любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10). "Если любите Меня, соблюдите и Мои заповеди" (Ио. 14:15). Иногда можно услышать такое: "Если мы не соблюдаем закон, то мы преступники и беззаконнники и наше место в аду (согласно Откр.22)" и следовательно мы должны исполнять Декалог.

Кажется, что главное для них слово это "закон" и "заповеди". Если мы преступники Закона, то возникает вопрос: какого Закона? Моисеева?

Ведь если соблюдаешь часть, значит должен и весь соблюсти:

 

"Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак. 2).

 

        Неумение разделять закон приводит к непоправимым ошибкам и к сильным кренам в учении. Если разбирать учение Апостола язычников, то мы увидим, что Павел, говоря о законе противопоставленном благодати, имеет ввиду прежде всего Моисеев закон в целом: моральную часть и ритуальную, и в целом мы видим, что закон - средство осуждения. Также иногда он говорит о том, что ритуальная часть уже отменена, так как ее прообразность исполнена и она уже не нужна. Но приминительно к моральным частям Закона Павел ссылается на закон и цитирует его (например, в Еф.6 главе).

Суббота - это символ.

        Это совершенно ясно, т.к. Бог говорит, что это символ прошлого покоя Творца:

"Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Быт. 2:1-3…Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:8-11).

Суббота - символ прошлого исхода Израиля:

"А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний" (Втор. 5: 15).

Также суббота есть знак Ветхого Завета с Израилем.

И также это символ Нового Завета с Израилем, который будет в будущем (Евр.4):

"То еще определяет некоторый день, `ныне', говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: `ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших'. Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр.4: 8-9).

Бог оставляет этот день как заповедь для евреев в качестве символа будущего исхода в Ханаан, который как мы верим произойдет при заключении Нового завета, когда:

"Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом".

Итак, как мы видим, Бог не просто так дал субботу, Он дал ее:

1) как памятник прошлому - искуплению Израиля и его исходу и покоя после Творения, как печать, символ совершеннства Своего деяния.

2) как образ будущего Нового завета с Израилем

3) как тень будущего домоуправления благодати, в котором мы уже в духе покоимся от осуждения и греха.

Как мы видим субботство для народа Божиего остается  в контексте Нового завета и входа в землю, которая была обещана пророками Иеремией, Иезекиилем, т.е. пророками Нового Завета. Нужен ли такой символ язычникам, которые уже вошли в Ханаан в духе?

Если да, то почему Павел настойчиво отказывается от символов еврейской Пасхи, праведности (обрезания), суббота года, праздников и новомесячий и т.д.?

Если субботний день не является тенью будущего, а является памятником творения Земли, то еще хуже получается: это - праздник давно канувшего в лету события. Смысл вспоминать о прошлом покое Бога? Ведь сейчас этого покоя нет для тех, кто в миру, а те, кто во Христе они уже освобождены от рабства плоти для покоя в Духе как правильно цитировали мне обычно в этом случае: "Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.". Если тут речь о будущем покое от праведных дел, то получаем абсурдную мысль о том, что мы не будем творить добрые дела в будущем царстве. Значит речь о делах плоти, нашем грехе.

 

Присвоение.

    Многие Адвентисты так мыслят: "не я назвал седьмой день так, а Бог: "день седьмой - суббота" (Исход).

    Но мы все знаем, что Он назвал субботой день, начинающийся с шести вечера пятницы (такова традиция времяисчисления у евреев). Следовательно, каждый адвентист должен уже в шесть часов Пятницы ничего не делать. Также кроме этой субботы, Он назвал для пришельцев (язычников) в стане Израиля много других суббот, т.е. дней, когда нельзя было что-либо делать. Поэтому, принимая субботу как Божественную заповедь, необходимо уточнить сколько таких заповедей в Законе в принципе. Заповедей не десять; их безгранично больше.

Кроме того важно понять с какого времени начиналась суббота у евреев. Например, известно, что у евреев вечер обычного нашего дня был уже другим днем, т.е. день начинался на 6 часов раньше. Соответственно и заканчивался также.

Отмена заповедей В.З.

Ратующие за субботу говорят, что Павел не мог отменить субботу, как это было сделано с левитским священством, омовениями закона и т.д., дескать Павел никогда это не говорил. Однако здесь не видно логики.

Есть довольно четкое утверждение, что за субботу не может быть осуждения (Кол.2 глава). Если осуждение со стороны неверующих, то такое осуждение было бы странным. Зачем неверующим осуждать за субботу? Какой авторитет для них может быть Павел и его слова "не осуждай"? Ровным счетом никакого.

Слова ясны: нет осуждения за субботу. Осуждение за несоблюдение субботы в Законе было (о нем и речь "пригвоздил бывшее против нас рукописание"), а вот осуждение за соблюдение – просто абсурдно. В том же контексте отвергается обрезание плоти, взятое из Закона, там же отвергаются "служения Ангелов", тени будущего, типа новолуний и праздников.

Многие Адвентисты считают, что не только 10 заповедей надо соблюдать, но и например: запрет на поедание мышей, свинины, занятий любовью во время менструации и т.д. Однако разве мы не можем дополнить список: обрезаться, не носить одежду из разных ниток, соблюдать праздники кущей, первых плодов, труб, пятидесятницы (сопровождая все их субботами покоя и священного собрания), пасху (с жертвами), субботы семи лет отдыха (когда нельзя есть плоды прошлогоднего урожая), обязательно показываться священнику, соблюдать обряды омовения, жертвоприношения и т.д.

Здесь мы подойдем к вопросу о том, что любое преступление Закона Моисеева грех. Однако это не так. Мы помним, что всякое творение Петру можно было есть (Дн.10)! Можно было есть даже идоложертвенное, для этого мы имели свободу.

Любовь важнее субботы.

Посмотрите непредъвзятым взглядом на этим места:

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матф.12:1-8)

Христос здесь показывает, что если обрезание более важный обряд приходился на менее важную субботу - нарушать субботу можно было и нужно. Ради субботы не стали отменять обрезание. Вот и все! Поэтому если ученики и нарушали субботу, то делали это ради более важного - проповеди. Христос нарушал субботу исцеляя как и священники ради более важной заповеди - любовь к ближнему и Богу. Христос в нас, и Он важнее храма, а значит служение Ему есть служение выше, чем первосвященническое. А служение Ему заключается в служении ближнему; помогающий малому сему, Мне помог – это принцип, изложенный еще в Евангелии (Мф. 25).

«Позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?»

Христос четко обличает фарисеев за их сребролюбие и доказывает, что они нарушая субботу не наказываются. Потому что поиск потерянной овцы - это такое же нарушение субботы как и собирание дров. Формально ну ничем не отличается!

Мы можем и должны исцелять людей, помогать им. Христос не просто не доказывает (при обвинениях Его в этом), что нарушать нельзя, а и укоряет, что дескать даже фарисеи сами нарушают, когда бегут искать животное в субботу. И поэтому, Он говорит, что в субботу нужно делать добро!

 

Вопросы Гигиены.

Также Адвентисты говорят: "разве не нужно изолировать заразно-больных, соблюдать правила личной гигиены. Для вас это все ветхая буква?"

Ясно, что правила личной гигиены, или очищение от прикасания к мертвому (с последующим очищением у священника) нельзя соблюсти в точности, так как это написано, в тесной связи с левитским священством, которые обеспечивало большинство ритуалов очищения.

Также многие Адвентисты предлагают нам запрет на поедание удавленины (за что нет осуждения сегодня), идоложертвенного (которое не актуально см. например Рим.14). Все это разбирается довольно убедительно Павлом, хотя многие Адвентисты стараются за счет ссылок на исторические факты изменить понимание Священного Писания. Насколько это правильно? Достаточно предвзято, без связи с контекстом, который ими грубо изменяется.

Есть другие примеры, когда Ветхозаветные заповеди верующие пытаются перевести в Новый завет. Происходит это достаточно непоследовательно, грубо.

Например, есть мнение, что менструация не дозволяет женщинам причащаться. Для этого берутся стихи из Закона (Лев. 1 11, 13, 15) о женской нечистоте. Насколько это правильно?

Дело в том, что здесь можно увидеть две ошибки. Во-первых, ветхозаветная заповедь Пасхи была прообразом. Ветхозаветные заповеди касались левитского священства и были упразднены из-за своего несовершенства. Заповедь о нечистоте женского истечения была связана с жертвами за грех и священством. Мы знаем после жертвы Христа нет необходимости приносить жертву, т.к. жертва за нечистоту принесена, следовательно, истечение не является уже более нечистотой, т.к. очищена раз и навсегда.

Кроме того, очень важно видеть, что причащение к Телу Христа имеет отношение не к прощению грехов по вере, а к освящению, правильному рассуждению о собственной практике и положении в церкви. Поэтому нечистота тела, как такого не имеет никакого веса.

 В-третьих, тело плоти не упразднено, не преображено, следовательно греховность и немощность его также осталась, но в духе уже мы очищены. Именно, поэтому Павел говорил, что даже есть идоложертвенное не является преступлением. Логика проста – бесы есть ничто для верующего в Христа. Следовательно и идоложертвенное не имеет в себе нечистоту, если вкушается не как идольское, а как простая пища:

 

«То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести» (1 Кор. 10).

 

То же отношение Павла мы видим и к поеданию нечистой пищи:

 

«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14: 14, 15).

 

Безразличие Бога к соблюдению кашрута, то есть Иудейских заповедей о нечистоте, обнаруживает в одном контексте с безразличием к наблюдению дней:

 

«Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14)

 

 

Тереть колосья в субботу и исцелять

Когда «почитателям субботы» показываешь, что Христос разрешал ученикам нарушать субботу (тереть колосья, есть хлебы для священников), они начинают говорить, что "утверждение, что "Христос нарушал Субботу", выявляет не понимание духа заповеди".

Однако вряд ли можно это считать достаточно непоследовательным. Во-первых, для многих «адвентистов седьмого дня» важным является именно буквальное исполнение заповеди: отдых плоти в седьмой день – обязательное условие. Причем честно стараются исполнить субботу (а в законе сказано «шесть дней работай») и в воскресение, делая дела по дому. Во-вторых, Христос показывал, что Он имеет право делать все во Славу Бога и делал это в любой день. Так и мы должны все дни почитать субботой. Если и не для нашей плоти, то для духа, который успокаивается в жертве Христа.

Формализм и дух заповеди.

Формальность при "боготворении" субботы доходит до осознания того, что мы шесть дней работаем и живем для себя, а не для Бога. Однако Писание говорит, что все, что мы делаем, мы должны делать как для Бога , т.е. не различать дни, дела и т.д. (см. Еф. 6 глава)

Также важно понять и то, что, если формально исполнять эту заповедь, а в духе грешить мы станем младенцами основывающие спасение на мертвой букве закона, не исполняя суть его! Однако муж веры, может и не исполнять ритуалы, но быть святым (см. Евр. 8-9, Кол. 2, Рим.2 глава). Исполнение Закона по букве может быть упразднением креста Христова (Гал.3 , 5)

Адвентисты настолько связывают заповедь "седьмого дня" с Богом, что отступление от этой заповеди равносильно для них "отпадению от Христа". Но Павел пишет, что если мы возвратимся к соблюдению дней, мы отпадем от Христа в состояние, когда мы Бога не знали (Гал. 4:9,10).

Суббота как его многие представляют – не часть морального закона. Суббота – это обряд. Отдых плоти плюс собрание.

Однако ее суть описана: она тень Тела, которым мы являемся – Кол.2 глава, тень будущего состояния Нового Творения, который мы уже сегодня можем являть другим. Соблюдать формально субботу не значит любить Бога, признавать его своим Творцом. Суббота при сильном смещенном акценте на нее – напоминает подачку Богу. При ее возвеличивании мы упускаем из виду Божественные приоритеты, Божественные блага, которые мы имеем в духе.

Истинный Покой

Надо всегда помнить, что день и Покой в определенный день – это указание на Христа, на то, что Он в этот день вошел в покой смерти, чтобы восстав из него принести нам истинный покой - Царство Христа. Покой смерти – это один из примеров, как буква закона убивает нас за неисполнение, но умерев со Христом, мы восстаем для праведности будучи освобождены от буквального исполнения покоя. Воскресение из мертвых – вот Древо жизни. Оно дает нашему духу покой, свободу, отдых. Т.е. оно - источник истинного покоя (субботы).

Время и дни для Него - Ничто. Мы больше не подчинены дням. Об этом Павел пишет для необрезанных четко. Время вещественных начал прошло. В оригинале Еф. 5:16 мы читаем: Eksagoradzomenoi (выкупать) ton kairos (время). Это же слово (выкупать( используется в отношении к нашему Искуплению Христом. Как Он купил, так и мы купленные должны жить не для себя, а для выкупившего.

               Еще можно услышать аргумент относительно важности субботы, основанный на Откр.1: 10, что дескать Иоанн был в духе в День Господень, т.е. в субботу. Хочется спросить, а почему именно в субботу? Что в другие дни исполнятся духом нельзя? В тексте говорится о

Относительно же исполнения духа Иоанном, то мы можем сказать, что точно также исполнялся Иезекииль и слова "перенесся в духе" означают пророческие видения Иезекииля будущего дня гнева или как он называется у пророков День Господень:

 

Иоил.2:1 Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -

Иоил.2:11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?

Иоил.2:31 Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.

Иоил.3:14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

Ам.5:18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет,

5:20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.

Авд.1:15 Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою.

Соф.1:7 Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать.

Зах.14:1 Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя.

 

Т.е. из этого и общего контекста и пророков и Апокалипсиса четко видно, что в Отк 1:10 идет речь исключительно о времени суда, т. е. о будущем.

 

Исторически большинство исследователей переключились на истолкование субботы, как прекращение работы в переносном смысле, как от  греховных поступков, - постоянное воздержание от совершения греховных поступков. Это ближе к истине. Ведь нельзя прекратить ради одного дня святые дела, дела веры, духа.

 Нельзя рассматривать прежний покой Бога отдельно от восстановления земли и неба, от искупления. Если небо и земля стали безвидными и пустыми в Быт.1: 2, то все становится на свои места: Бог не отдыхает, а искупает мир, восстанавливая порушенное творение после падения ангелов. В этом ключе суббота имеет действительную святость, как отделенность от греховного и падшего мира. Поэтому первый покой Бога после творения (читай восстановления) был лишь символом будущего искупления.

При примитивном толковании субботы в изложении Бытия 2 всегда хочется спросить: неужели Бог соблюдал субботу как заповедь? и что такое покой для Бога?

 

Евреям  4 глава.

В п. Евреям 4 главе Павел пишет: "А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: `Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой'" - "входим" в настоящем времени. Уверовавшие ПОЛУЧАЮТ покой. При этом общего шабата для народа нет, и Павел пишет, что остается субботство, т.е. будущий вход в шабат, обещанный век (olam).

Павел указывает также в, что текст о сотворении старого мира относится к уверовавшим!

"А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: `Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой', хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира.  Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: `не войдут в покой Мой'".

 Это означает, что тот старый покой Бога лишь прообраз будущего покоя примиренного творения.

Суммируя…

 

Суммируя можно среди главных моментов в диалоге с верующими признающими важность субботы можно выделить 26 моментов:

 

1.                Прежде всего, суббота – это обряд, т.е. некое действие, которое является знаком, образом чего-то, что происходит внутри человека либо должно произойти со всем народом Бога. И в посланиях Павла язычникам данный обряд не упоминается (даже в тех ранних, которые были написаны еще при Законе в Деяниях. Правда есть одно отрицательное упоминание в Колосянам, где говорится, что это упраздненная тень будущего).

2.                Оправдаться законом нельзя. Закон не призван оправдывать, но указывать пути сохранения праведности и ее явления. Скрижали были разрушены. Завет и заповеди были нарушены адресатами завета. Поэтому мы и умерли для закона, чтобы принадлежать воскресшему, Тому, Кто упразднил примитивные заповеди сотворив Новую природу в нас.

3.                То, что «в Царстве Бога будут праздновать Новые месяцы, Субботу и праздники» (Ис. 66 гл., Зах. 14) – это недопустимо. Ведь и Исайя и Захария, если смотреть внимательно, описывает 1000летнее царство, а не царство Откровения 21. Т.е. вновь Царство Израиля и Моисеева Закона. Если почитать пророков, там и жертвы будут и храм будет (та же глава Захарии). Иезекииль всех левитов призывает закалать жертвы и пересчитывает их, отсекая от священнического служения тех левитов, которые не соблюдали Закон. Его фраза "никто из необрезанных плотью и сердцем, а также сын чужого не войдет  в святилище" показывает вновь, что речь о прообразах и ставит жирный крест на всех рассуждениях о "духовном ...Израиле" или "Духовном законе" с плотской субботой. Так что пророки - как раз аргумент не за субботу, а против.

4.                Доктрина о том, что надо помнить творение, потому что это важно – не выдерживают никакой критики. Ведь если для жестоковыйных людей такое напоминание и нужно в виде субботы, то для людей сегодня это не нужно. Мы все не в подвалах или катакомбах живем? Каждый день помним творение! Потому что Слово в нас живо и действенно. Тем, кто не имел Его слова внутри - нужна была суббота, т.е. младенцам в вере!

5.                Нам говорят: «То что отменено, Господь не пишет на сердце». Если здесь речь о вообще законе, то тогда бы не было обрезания в сердце. При этом обрезание отменено. А в Рим. 2 язычники имели обрезание не по плоти, а в сердце.

6.                Если пророки и жили по-новозаветнему, то только благодаря заповеди любви из Левит 18, а не Исх. 21, т.е. Декалогу. Декалог был несовершенен, т.к. не показывал до конца заповедь любви.

7.                Если бы праведность Христа не превзошла бы Декалог, искупления не было бы. Кроме того, Христос подчинился Закону, всему а не части. Ведь Декалог - это часть Закона, маленькая азбука для человека с ветхим мышлением. Прочтите сами: «вам сказано: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Поэтому Павел и говорит - "закон не для праведника положен, а для беззакоников" (1 Тим.1).

8.                Поэтому когда Иаков говорит про весь Закон – речь о Законе Христовом, а не о Декалоге, о «благочестии», которое в том, «чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1). Весь Закон Моисеев никто не исполняет и исполнить не может. Да это и не нужно.

9.                Суббота – это прообраз 1000-летнего Царства, в которое евреи не вошли, поскольку не покаялись. Поэтому для них остается этот прообраз, тень – субботство (послание Евреям), а не реальность. В послании Евреям говорится о том, что народ Божий должен войти в «субботу Мою». Иисус Навин не пытался ввести их в заповедь. И в Евр.3-4 Павел дает аргумент об Иисусе Навине не случайно. Иисус Навин привел в Ханаан плоть, ветхий Израиль. Но второй исход и вход в землю – это будет духовный Израиль (в смысле – с вложенным Духом) – вот смысл главы и послания Евреям в целом.

10.             В Декалоге много чего из важнейших заповедей не написано. Ну к примеру прописная истина: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. …И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не оскверняй дочери твоей» (Лев. 18:23) - где это все в Декалоге? Поэтому когда последователи субботы сводят осуждение закона к Декалогу получается настолько натянуто и грубо, что кажется что и лживо.

11.             Если Декалог существовал от сотворения, то о каком законе речь в Рим.5?

12.             Да, еще немаловажная деталь: суббота – прообраз и тень 1000-летнего Царства на ВЕТХОЙ ЗЕМЛЕ. У язычников надежда не на ветхую землю, а на Новый Иерусалим на новой земле, где вообще будет полный покой, а следовательно, для язычников не будет нужды вообще ни в какой субботе, а стало быть, и этот прообраз им не нужен. Только евреям, природному Израилю.

13.             Мы находимся одесную Отца, там, где восседает Христос, где новое творение, где не может не быть покоя. Наш дух уже в Покое, и потому для плоти обряд не нужен, т.к. плоть не может быть освящена или улучшена. Суббота же как обряд относится к плоти напрямую: ничего нельзя делать. К моему духу это относиться не может, т.к. мой внутренний человек не связан с заповедями, относящимися только к плоти и не затрагивающими дух. Суббота как покой – это то, что мы выполняем каждые 24 часа – находимся во Святом Святых. И если в Деяниях верующие лишь входили и выходили, то сегодня мы там посажены с Христом.

14.             Субботу Творения Бог основал и освятил не для людей, а для Себя. Он Сам отдыхал. Он отдыхал потому что восстановил землю, погубленную от падения дьявола. Специально для него была создана преисподняя, так называемая темница, где и содержались ангелы тьмы, "не покорные во времена Ноя" (1 Пт. 3: 20).

15.             Отдых Бога после восстановления земли отражен в субботе дня, и день исхода Израиля показывает, что в будущем домоуправлении люди во Христе, в Духе Святом успокоятся от греха (а не добрых дел заметьте) и последствий осуждения.

16.             Соблюдение субботы – это воля Бога, данная Израилю на Синае через Моисея. То, что суббота свята, мы узнаем только из Моисеева закона. Несмотря на то, что была освящена задолго до этого. До этого она не была заповедью и ее никто не соблюдал. Первые уставы Господь дал евреям уже в Мерре – это правда, но полностью Закон утвержден на Синае. Суббота входила в Закон Моисеев, поэтому если человек решил соблюдать седьмой день недели, то он должен исполнить весь Закон до йоты, а не только 10 заповедей. Причем исполнить буквально, а не «духовно». Иначе, почему Бог велел казнить сверхдуховного человека, собиравшего в субботу буквальный хворост?

17.             Если суббота дана для всех людей (как евреев, так и язычников), то почему ее регламентирует Закон Моисеев? Она свята – ну и что мы должны делать или не делать в субботу? Откуда нам это узнать? Из Закона, который не для язычников написан.

18.             Даже если допустить, что закон об исполнении субботы был дан еще Адаму, до Израиля, все равно остается факт, что она дана ветхому Адаму и на ветхой земле. Речь же идет о новом Адаме, о новом человечестве и новой земле. И Писание говорит, что в нашем домоуправлении уже сейчас можно по вере жить в новом Адаме в новом человечестве.

19.             Несколько слов о нарушении субботы. «Не читали ли вы в Законе, что в субботу священники в храме нарушают субботу, однако невиновны» (Мф.12:5). Христос больше храма, а мы находимся во Христе. К тому же, почитатели субботы согласно своим доктринам должны верить, что все верующие во Христа – священники согласно 1 Пет. 2: 5-9. А разделение на дела для Бога и для себя было для всех, кроме священников по Закону (в Израиле до Христа). Для священников такого разделения не было, поэтому они, нарушая субботу были невиновны. В Деяниях уверовавшие во Христа евреи названы священством и были бы невиновны перед Богом, нарушая субботу (например, если бы Павел шил в субботу палатки), но ради неверующих иудеев они соблюдали субботу.

20.             Даже если понимать субботу «духовно», то ведь «шаббат» – это прекращение чего-либо. Что можно прекратить духовно? Притом каждую неделю? Соблюдать субботу из Декалога можно только плотью – от этого никуда не денешься. Ограждение себя от работы, от зарабатывания денег, присутствие на собраниях, общение с верующими – все это усилия плоти с целью отрешиться от суеты. Если 6 дней для христианина суета, а 7 день недели – для Бога, значит, положение человека ничем не отличается от положения ветхого Израиля. Если же и эти 6 дней человек прославляет Господа делами, то в 7-й день он об этом забывает и начинает восстанавливать ветхое отношение к своим делам. А «в духе» прекращать нечего, ибо и грех прекращен в крещении со Христом, в смерти для греха и плоти. Все, что мы делаем, должно быть не для себя, а для Славы Божьей. Даже рабы, посвятившие себя Богу и Христу, подчиняются своим господам, как Господу, а не как людям, и даже награду от Господа за это получат, ибо тем самым служат Господу Богу (Кол.3:23-24). В Ветхом же завете евреи не работали во славу Бога – тогда вообще не было такого понятия. Так что мне вообще без разницы, в каком веке суббота была заменена людьми на воскресенье (да хоть на вторник), для меня это просто дни недели, не более. Богу надо посвящать всю жизнь и не глядеть при этом на календарь.

21.             Апостолы не работали, т.к. могли жить за счет благовестия. Они не были буквальными священниками и следовательно формально нарушали субботу, т.к. заповедь гласит, что не только надо отдыхать, но и работать. А у них будни от субботы не отличались.

22.             Кстати, по поводу календаря. Прежде чем говорить о соблюдении субботы, для порядка нужно поменять языческий римско-юлианский календарь на еврейский и правильно подсчитать по нему все праздники Господни, которые тоже являются субботами, а не только 7-й день недели, исполнение которого – лишь малая доля Закона о субботах Господних. В Писании не говорится, что Бог отменил святость субботнего дня, но никто не отменял и заповедь шаббата года и месяца. И еще интересный нюанс: у евреев суббота начинается в 6 часов вечера в пятницу, а в 6 часов вечера в субботу заканчивается. А этот распорядок, как правило, не соблюдается. Но если уж оставить календарь как есть, то 2002 год был субботний: 286 х 7 = 2002, так что все, кто соблюдает субботу, должны были в этом году находиться в покое.

23.             Нам говорят, что Христос в Мф. 5 еще раз утвердил Декалог и также Павел, сказав, что закон духовен в Рим. 7: 14. Но разве в Декалоге что-то есть о кротости? О нищете духом? Об отсечении своих членов? О любви? смерти со Христом для греха? Нам выцеживают из мизерной информации Декалога, (то, что даже на принцип не тянет), как будто 2х2=4 – это уравнения с интегралами. "Не убить и не украсть" - это святость? Павел в Фил. 3 будучи "непорочным по Декалогу и не только" отбрасывает эту праведность как грязную рубашку - почему? Декалог не касался врагов, а лишь самих евреев. Это был несовершенный закон, т.к. дан в несовершенном контексте, несовершенному народу. Да и нельзя, как мы сказали уже соблюсти весь закон, соблюдая лишь 10 из 600!

24.             «Евангелие одно во все века», но при этом Христос сказал, что ни в храме, ни в скинии скоро не надо будет поклонятся. А Моисей говорил о поклонении в скинии. Значит это два разных евангелия.

25.             Если Бог не может отменить Закон и упразднить его, то почему отменена заповедь Бога об обрезании? О жертвах (Евр. 10:8-9)? О новомесячьях? О нечистой пище  и идоложертвенном (Тит. 1; 1  Кор. 8: 4, 5)?

26.             Мог ли нарушаться Декалог? Раав лжесвидетельством оправдалась? Оправдалась. Иаков враньем вырвал благословение, Осия (Ос.1) принял блудницу (совокупляющийся с блудницею становится одно тело), Давид срывал в субботу колосья, Израиль убивал Хананеев; Христос противоречил матери Марии, сказав ей - "кто Мне матерь"; Израиль обворовал Египет, Моавитян и т.д. Можно нарушать закон праздников и суббот, но никогда – любви к ближнему. При этом любовь к ближнему выше заповеди «не убий», и во время войны это доказывается стопроцентно.

 

 

Восемь аргументов о том,

почему Декалог несовершенен.

 

1) Логический аргумент. "Не убить" относится к остановке ветхого человека, но никак не к действию Нового - возлюби.

 

2) Нагорный. Христос ясно противопоставляет Новозаветное отношение к святости ветхой. "не прелюбодействуй" имеет в корне слова "действие", а не мысль духа, помышление души, ума. Христос же направил заповедь в плоскость духа, лучше сказать придал трехмерность ей - действие-мысль.

 

3) Контекстуальный. Декалог - это завет. В контексте Ветхого завета , ветхого народа и сам Декалог теряет актуальность как завет и документ, свидетельствующий о невозможности плоти исполнить Божественные требования. Именно поэтому плоть сказано не покоряется закону Божиему и еще "отмена заповеди бывает по причине ее несовершенства", несовершенства плотской заповеди.

 

4) Практически невозможно выполнить все субботы Моисеева закона, от которого не отделима недельная суббота.

 

5) Оправдательный аргумент. Закон не совершенен, потому что не дал праведности. Это подробно описано в Рим. 4 - законом не будет оправдана ни одна плоть.

Декалог будучи записан на скрижалях камня не вошел в сердце и не мог изменить своей сущностью сущность человека, потому что вызывал лишь страх. А любовь, и только она выгоняет всякий страх. Т.е. нужен иной уровень понимания Бога.

 

6) Духовный аргумент. Первоначально, как прообраз суббота - приостановка нейтральных действий плоти. Дух же заповеди направлен к остановке греха. При этом Христос меняет отношение к нейтральным действиям, озаглавливая их и принимая их, считая творческий акт - истинным покоем духа, как свидетельство наличия Святости Бога, Духа.

Богу не нужна остановка нашего Духа, ему нужна остановка греха, ненависти, эгоцентричности.

Здесь (внутри плотских заповедей и их зазеркалья) легко выйти из творческого отношения к миру ради плоской картинки . Но истинная сущность – в творческом отношении Бога к страдающему миру, желании его преобразить, исцелить мир любовью. Именно поэтому Христос и Бог в полной мере работал в субботы и нас призывал это делать. Для Бога нет примитивных субботних дней.

При несоблюдении любви все праздники и ритуалы (в том числе и субботы) Бог попирает, - это говорит Малахия, Исайя, Иеремия и все пророки. Т.е. любовь выше праздника субботы.

 

7) Декалог связан с субботой. Суббота - это праздник, некий условный, теневой принцип - сделал некий ритуал, искусственный большей частью, - отразил некий будущий аспект домостроительства спасения.

Этот принцип Христос отменил, т.к. дал то, чего не мог дать ритуал - реальность духовного совершенства. Павел пишет, что Христос отменил закон, состоящий из догм, дабы освободить нас от ига ритуального закона. Теперь нам не надо как язычникам и Иудеям находится под бременем прообразов, т.к. они выполнили свою задачу и привели нас ко Христу, в котором находясь мы уже имеем полноту духовного действия, даров, веры, плодов.

 

8) Несовершенство субботы кроется в ее примитивности. Уровень объяснения, что хочет Бог через некий покой плоти - это уровень еще меньший, чем Вечеря или крещение.

 

 

Контраргументы и ответы на них.

 

Нам пишут: Не написано, что Бог повелел Авелю приносить жертвы, но Авель приносил жертвы; отсюда делаем вывод, что Бог повелел приносить жертвы.

 

Так ведь почитатели субботу делают вывод о важности субботы не из Быт. 3, а из Исхода. И это правильно. Не было бы Исхода никому и в голову не пришло бы , что суббота , т.е. покой - это заповедь. И действительно - что это за заповедь - не делание дел?

Кроме того, никому из праведников ни разу не было сказано - почитай седьмой день до Моисея. И более того, Бог даже не упомянул о соблюдении этого ритуала. А вот о жертве и обрезании упомянул. И при этом мы должны ходить по стопам веры обрезанного Авраама - сказано в Новом Завете!

То же самое и о нечистой пище . Бог освятил говядину, но не освятил свинину. Правильно? Но это ведь не ранее чем до Моисея стало известно. То же самое про жертвы. Или Вы отрицаете, что жертвы - это заповедь?

Кроме того, Христос был предназначен еще прежде создания мира к жертве, н ето, что там после Сотворения мира. Разница большая?

А ведь о субботе это в нашей Библии было написано. Не факт, что Авель знал Тору, ведь Тора появилась после него. Мы только знаем, что праведники проклинали за раскрытие наготы (как в случае с Ноем), люди наказывались за убийство (Авель и Каин), разврат (Быт. 6 и Содом) и приносили жертвы (Адам и Авель), и призывали имя Господа. На этом все.

 

Нам говорят: Не написано, что Авель соблюдал субботу, но Бог благословил и освятил субботу и показал пример отдыха в субботу;

 

Почему же не написано? Кожанные одежды были сделаны Адаму? Из чего кожу делают? Из животного. Значит потребовалась смерть животного. Но это еще не все. Жертва Авеля сказано была принесена верой (Евр. 11). Кроме того, в оригинале Быт. 4: 7 ("у дверей грех лежит") как и в Исх. 29: 14 стоит одно и то же слово - chatath, которое переведено у нас как жертва за грех. Это в-третьих.

Так что свидетельств важности жертв более чем достаточно! Так неужели же нам нужны жертвы?

 

 

© Центр Исследования Библии Еф. 3: 9

 2008 год.

e-mail: mgoll@online.ru

http://mgoll.narod.ru

 

e-mail: mvolgert@tascom.mail.ru

http://mvolgert.narod.ru

 

 

 

 

Hosted by uCoz